/>
Эфир
Слух
Ухо
Речь
Органы речи (язык, голосовые связки, рот)
Воздух
Осязание
Кожа
Держание
Рука
Огонь
Зрение
Глаза
Ходьба
Нога
Вода
Вкус
Язык
Воспроизведение
Гениталии
Земля
Обоняние
Нос
Выделение
Анус
Глава 3. Строение человека
Основные элементы — эфир, воздух, огонь, вода и земля проявляются в человеческом теле, как три фундаментальных принципа, или признака, известных как тридоша. Из эфира и воздуха проявляется телесный воздух, называемый вата (по санскритски — вата доша).
Огонь вместе с водой проявляются в теле, как принцип огня, именуемый питта. Земля с водой проявлены, как вода тела, известная, как капха.
Эти три элемента — вата, питта, капха — ответственны за все биологические, психологические и физиопатологические (болезнетворные) функции тела, ума и сознания. Они действуют и как основная составляющая часть тела, и как защитный барьер, создавая нормальный психологический фон. Когда эти элементы разбалансированы, то возникают болезненные процессы.
Тридоша отвечает за естественные потребности и за индивидуальные склонности к пище, ее вкусу, температуре и т.д. (см. главу 8, описание этих склонностей).
Тридоша ответственна за творение, поддержание и распад тканей тела, за удаление продуктов распада из тела, а также за психические проявления, включая эмоции страха, гнева и алчности, за высший уровень человеческих эмоций — понимание, сочувствие и любовь.
Таким образом, тридоша — основа психосоматического существования человека.
Основная конституция каждой индивидуальности определяется при зачатии. Во время оплодотворения мужская субстанция, сперматозоид, соединяется с женским элементом — яйцеклеткой. В момент этого соединения определяется строение индивидуума, путем комбинаций телесного воздуха, огня и воды, которые проявлены в телах родителей.
Обычно, существуют семь типов конституции тела: 1) вата, 2) питта, 3) капха, 4) вата-питта, 5) питта-капха, 6) вата-капха, и 7) питта-капха. Среди этих семи основных типов есть множество вариантов, которые зависят от количественного содержания элементов вата-питта-капха в конституции тела.
Конституция по санскритски называется пракрити. Этот термин означает — «природа», «сотворенное» или «первоначально созданное». Первично выраженные пять элементов в теле являются его конституцией.
Основная конституция индивидуума остается неизменной в течение всей жизни, как генетически определенная. Комбинация элементов, присутствующих при рождении, остается постоянной. Однако, комбинации элементов, которые управляют длительными физиопатологическими изменениями в теле, варьируются, в зависимости от изменений внешней среды.
Карта 2. Функции тридоша
ВАТА (Эфир + Воздух)
ПИТТА (Огонь + Вода)
КАПХА (Вода + Земля)
Движение
Телесное тепло
Стабильность
Дыхание
Температура
Энергия
Естественные нужды
Пищеварение
Смазка
Трансформация тканей
Восприятие
Маслянистость
Моторные функции
Понимание
Прощение
Сенсорные функции
Голод
Жадность
Беспочвенность
Жажда
Привязанность
Выделения
Интеллект
Накопление
Выведение
Гнев
Владение
Страх
Ненависть
Обладание
Пустота
Зависть
Беспокойство
В жизни повсеместно происходит непрерывное взаимодействие между внутренней и внешней средой. Внешняя среда включает в себя космические силы (макрокосмос), а внутренние силы (микрокосмос) управляются принципами вата-пита-капха.
По Аюрведе, основной принцип оздоровления состоит в том, что человек может создавать равновесие внутренних сил, действующих в индивидууме, изменяя диету и жизненные привычки, чтобы противостоять изменениям внешней среды.
Понятие тридоши
Согласно Аюрведе, первым условием оздоровления себя и других является понимание трёх доша. Концепция вата-питта-капха уникальна в Аюрведе, она содержит потенциал для революции в оздоровительной системе Запада. Однако, концепцию трех принципов и санскритские слова вата, питта, капха очень трудно перевести в западные понятия.