Васант Лад

Аюрведа

точки тела — марма, которые связаны с жизненно важными органами. Внешняя травма этих точек ведет к серьезным и даже фатальным последствиям. Среди многих других открытий, Сушрута изобрел особый метод кровопускания для исцеления болезней крови.

Из этого краткого вступления должно быть ясно, что мы можем многому научиться у древних аюрведических учителей.

Мудрость Аюрведы записана на санскрите, древнем языке Индии. Поэтому, автор иногда применяет санскритские термины для объяснения обычных аюрведических понятий, не имеющих эквивалента в английском языке. Каждое такое слово, при первом появлении в тексте, содержит ясное и простое объяснение.

Это — первая книга автора, и он хочет выразить благодарность своим наставникам в Аюрведе, особенно вайдье Б. Н. Напалу (B. P. Napal), Тилакской Аюрведической школе медицины Tilak Ayurveda Mahavidhyalaya Medical School, где автор учился и позже был назначен там лектором и профессором медицины, также Seth Tarachand Ramnath Ayurvedic Hospital, где автор получил практические навыки врачевания и где он позже работал директором.

Он также благодарит своих студентов и друзей, чья любовь, сочувствие и поддержка вдохновили его написать эту книгу. Он также благодарит читателя, который своей приверженностью к знаниям, своим постепенным возвышением откроет себя науке Аюрведе в том ее виде, как она представлена на этих страницах.

Доктор Васант Лад (Vasant Lad),

Санта Фе, Нью Мексико.

Январь 1984


Глава 1. История и философия


Аюрведа включает в себя не только науку, но также религию и философию. Мы употребляем слово «религия» для обозначения веры и дисциплины, способствующих такому состоянию бытия, в котором двери восприятия открыты всем планам жизни.

Всё жизненное путешествие рассматривается Аюрведой, как священное. Слово «философия» означает любовь к истине; и по Аюрведе истина является бытием, чистым существованием, источником всей жизни. Аюрведа является наукой об истине, как она выражена в жизни.

Вся аюрведическая литература основывается на философии творения Санкхья. (Слово Санкхья состоит из двух санскритских слов: сат — истина и кхья — знание). Мы просим читателя открыть ум и сердце философии Санкхья, ибо она неразрывно связана с Аюрведой.

Древние риши (самореализованные личности) обнаружили истину путем религиозной практики и дисциплины. Посредством интенсивной медитации они проявили истину в своей жизни. Аюрведа — это наука о повседневной жизни, и эта система знания развивалась, благодаря философским и религиозным прозрениям риши.

Постигая связь между человеком и Вселенной, они познали, как космическая энергия проявляется во всех живых и неживых созданиях. Они также осознали, что источником всего сущего является Космическое Сознание, которое проявлено в виде мужской и женской энергии — Шивы и Шакти.

Риши Капила, постигший философию Санкхья, обнаружил 24 принципа1, или элемента, составляющих материальную природу; а Пуруша, Высший Дух — является 25 принципом.

Пуруша — это мужское начало, а Пракрити — женское начало. Пуруша входит в лоно Пракрити, материальной природы, благодаря Его божественной воле и сознанию формируется всё многообразие Вселенной.

Высший Дух — Един, но, желая стать многим, Он умножает себя. Таким образом, Вселенная — это дитя, рожденное из лона Пракрити, Божественной Матери2.

Пракрити творит все формы во Вселенной, в то время как Пуруша наблюдает за этим творением. Эта изначальная физическая энергия содержит три характерных признака, модуса — гуны, которые пронизывают всю природу.

Три гуны — это саттва (равновесие, чистота), раджас (движение) и тамас (инерция). Эта триада — основа всего сущего, и в Пракрити гуны находятся в балансе. Когда этот баланс нарушается, возникает взаимодействие гун, порождающее эволюцию Вселенной.

Первым проявлением из Пракрити является Космический Разум, называемый Махат, из которого формируется эго (аханкара). Затем, эго проявляется в пяти чувствах (танматра) и в пяти органах действия.

Таким образом, с помощью саттвы создается органическая вселенная. Затем, это же эго проявляется в пяти основных элементах (бхута), и с помощью тамаса создается неорганическая вселенная.

Саттва-гуна, будучи чище остальных, просветляет и освобождает от несчастий и болезней. Находящийся под влиянием этой гуны,