(оплодотворяющее начало). Впрочем, времена костров уже
фактически миновали, да и сами розенкрейцеры усиленно подчеркивали
свою приверженность христианской вере. Политической же угрозы они из
себя не представляли, и королям было по большей части не до них.
Поэтому к концу XVIII в., осмеянное Просветителями,
розенкрейцерство частью ушло 'в подполье', передавая по эстафете свои
идеи наиболее верным из адептов, частью же вошло в состав других
организаций, предоставлявших своим членам более широкий простор для
деятельности.
Первые в XIX в. стали основателями культурно-философских
обществ, считавших своей целью благотворительность и врачевание, и
действительно достигших в этом больших успехов, особенно в Новом
Свете (в Америке), о чем позже. Вторые же слились в первую очередь с
масонами, - второй знаменитой эзотерической школой, также
манифестировавшейся в XVIII в.
МАСОНСТВО (англ. Free Masonry, фрц. Franc Macons, нем.
Freimaurer - 'свободные каменщики') также возводило свою предысторию
к глубокой древности.
Посвящаемым в масонские таинства рассказывали легенду о
мастере-каменщике Хираме, которого царь Соломон нанял для
строительства храма. Все работники делились на три разряда, и у
каждого разряда были свои тайные знаки и слова, по которым царь
вручал им соответствующую плату. И вот трое низших работников
задумали узнать знаки и слова высших, для чего подстерегли
Хирама и потребовали раскрыть тайну под угрозой смерти. Хирам
отказался и был убит; преступники же были наказаны.
Ритуал посвящения в каждую из степеней представлял собой
'театрализованное повторение' эпизодов этой легенды. Приемные
залы масонских лож (они назывались 'мастерскими') были убраны
черным и украшены символами смерти. Посвящаемому наносят
символические удары, изображающие раны Хирама. В конце церемонии
ему вручаются знаки масонского достоинства, также
символизирующие орудия и атрибуты каменщиков, и сообщаются слова
и условные знаки, по которым масоны узнают друг друга.
Эта церемония, а также чувства посвящаемого хорошо
описаны у Л.Н. Толстого в 'Войне и мiре'.
В XVIII в. масоны приобрели особенно большую силу и
популярность. Начиная с 1722 года их организации, программа которых
практически ничем не отличалась от розенкрейцерской, стали набирать
силу в Шотландии и Англии, Франции и Испании, Баварии и Пруссии.
В отличие от розенкрейцеров, масоны сразу и довольно быстро
разработали сложную систему посвящений ('градусов'), в которой было
от трех до тридцати трех различных степеней, каждой из которых
соответствовала своя доля информации. Свой 'градус', а тем самым и
свою степень посвящения в тайны организации каждый масон обязан был
хранить в глубокой тайне.
Сколько бы ни было степеней, все они, в сущности,
представляют собой градации трех важнейших: ученика, товарища и
мастера.
- Ученик 'должен почувствовать свою тьму, пороки и научиться
работать, повиноваться, молчать' (Прямин-Морозов); ему вручалась
лопатка (мастерок), которую он должен был 'полировать своей
работой'. Он должен был вести добродетельный образ жизни и т.д.
Это была, так сказать, 'низшая йога'.
- Товарищ должен был научиться 'изощрять свой разум', учиться
ощущать астральный план и созерцать Шехину (говоря нашими
терминами). Это была 'высшая йога'.
- Мастер же уже был учителем, 'гуру', осознавшим идею жизни и
смерти и имеющим ключ к пониманию всех трех степеней духовного
роста.
Символы масонов просты - угольник и циркуль, фартук и
лопатка (мастерок), 'Пламенеющая звезда' и раскрытая
книга... Слово 'брат' (т.е. член ложи) обозначалось на
письме тремя точками (.'.). Даже на бумажке в 1 доллар
находится изображение масонских символов: пирамида с 'Оком
Божиим' наверху и щит Давида в виде двух наложенных друг на
друга тетрактид (13 звезд). Что не удивительно, ибо в с е
президенты, изображенные на долларовых банкнотах, были
масонами.
Однако символы можно истолковывать по-разному. Так и
масону на каждой новой ступени посвящения открывали новый
смысл символа, более высокий. Возьмем для примера то же
'око Божие', лучезарный треугольник:
- для ученика