и эта наука перестала
быть искусством вызывания духов земли и огня ради превращения
свинцовых чушек в золотые монеты. Задача алхимии - 'творить золото в
человеческой душе', одним из средств чего и является уже
упоминавшийся духовный брак. Философский же камень, он же 'Камень
мудрецов', Lapis philosophorum, - не материальный катализатор
указанной химической реакции, а духовный катализатор, средство,
помогающее человеку подняться на новую ступень развития сознания.
Литература: Рабинович В.Л. Алхимия как феномен
средневековой культуры. М., 'Наука', 1979; Gilchrist, Ch. The
Elements of Alchemy. Longmead (UK) - Rockport MA (US) 1991. См.
тж.: И. Андреэ. Химическая свадьба. 'Наука и религия' NN 2-4 за
1991 г.
Иоганн Валентин Андреэ (Andreae, 1586-1654) оставил ряд
сочинений, в которых доказывается непротиворечивость основных
духовных учений друг другу (в частности, христианства, магии и
каббалистики): 'Химическая свадьба Христиана Pозенкрейца'
(1616), 'Славное Братство' и 'Устав Братства' (Fama Fraternitas,
1616; Confessio Fraternitatis, 1619). Они стали программными
документами ордена Розенкрейцеров, о которых речь впереди.
Het Monster. История эзотерических учений.
Лекция 11. XVIII век.
Восемнадцатый век был не только эпохой великих событий,
загадочных личностей и драматических сюжетов. По словам Микеле
Морамарко, современного итальянского исследователя масонства, он был
также 'столетием спиритуалистических течений' (Морамарко М. Масонство
в прошлом и настоящем. М., 'Прогресс', 1990).
Это развитие было подготовлено, естественно, всей предыдущей
эпохой и особенно XVII веком, когда были сделаны многие
естественнонаучные открытия -
- законы Иоганна Кеплера и Исаака Ньютона, 'Анатомическое
исследование' Уильяма Гарвея и микроскоп Антона ван Левенгука, -
- и превратилась в самостоятельную научную дисциплину МЕТАФИЗИКА,
ставшая в XVIII в. 'философией философий'.
Слово 'метафизика' (meta ta physika, 'за пределами данного
природой') придумали все те же греки (Аристотель) для
обозначения 'первой философии' как науки о причинах и началах
всего. Естествоиспытатели XVII в. стали разрабатывать ее вновь,
ощутив нужду в дисциплине, предметом которой были бы не
планетные расстояния или сообщающиеся сосуды, а Бог и душа. В
XVIII в. она полностью стала наукой о законах, объединяющих мiр
видимый и мiр невидимый, то есть эзотерической философией.
Метафизика - это все то же уже знакомое нам эзотерическое
учение, только изложенное на уровне нового этапа развития
человеческого сознания. Ее целью было познание законов или, по
выражению Фрэнсиса Бэкона, причин существования вещей и явлений,
однако не материальных, изменяющихся причин, которые составляют
предмет физики, а причин неизменных, 'целевых', т.е.
телеологических. И, как практической (прикладной) дисциплиной для
физики была механика, так для метафизики такой дисциплиной была
(натуральная) магия.
Лорд Фрэнсис Бэкон, барон Веруламский (1561-1626), написал
трактат 'Новый Органон' (т.е. 'Новое орудие [мысли]'), в котором
изложил свою систему логики, необходимой для познания этих
причин. (Первый 'Органон' был написан Аристотелем.) К вопросам
логики мы еще вернемся.
Величайшие умы того времени спорили о Боге и Природе, о
соотношении разума и воли, о двойственности истины и о свойствах
субстанции (она же монада, см. лекцию 2). Крупнейшие экстрасенсы-
визионеры пытались осмыслить открывшиеся перед ними картины.
Одним из таких визионеров был Иммануил (или Эммануель) СВЕДЕНБОPГ
(Emanuel Swedenborg, собств. Svedberg, 1688-1772), шведский
естествоиспытатель, ясновидец и философ.
Сын епископа Яспера Сведберга, он служил государственным
'советником по устройству каналов и доков'. 1719: возведен
королевой в дворянское достоинство под фамилией Сведенборг,
1734: почетный член Петербургской Академии наук.
Когда Сведенборг путешествовал по Англии и Голландии, в
сновидении (07.04.1744) ему явился Бог и говорил с ним. У
Сведенборга пробудилось эзотерическое сознание и открылся дар
'ясновидения во времени и пространстве'. Он бросил службу и
целиком посвятил себя эзотерическим изысканиям и толкованию
Священного Писания, что, в частности, вызвало позже критику
его тезки Иммануила Канта (Traeume eines Geistersehers.