защиты всех угнетенных и слабых. Однако им было запрещено
говорить, кто они: открыв свое имя, они теряли волшебную силу и
должны были возвращаться в Монсальват. Таков сюжет 'Лоэнгрина'
Рихарда Вагнера.
Место расположения этой горы широко варьируется - от
горы Montserrat в Испании до Шамбалы на Востоке. Позже -
Еловая гора (лат. Mons Abiegnus) розенкрейцеров, их
мистическая 'родина' и хранилище документов.
Лит.: Король Артур и его рыцари Круглого Стола. По Г.
Гильберту и Дж. Ноульсу. СПб., изд. Э. Гранстрема, 1901; Stern,
W., Dr., lic. theol. Herkunft der Graal-Legende. Bad-Salzungen
1903; Лазарев Е. Вселенская святыня. 'Наука и религия' N 4/1993.
См. тж.: Андреев Д. Песнь о Монсальвате. 'Вестник теософии', N
1/1992.
Орден рыцарей Грааля очевидно легендарен: никаких документальных
свидетельств о его существовании нет. Зато свидетельств о
существовании других орденов более чем достаточно, тем более, что
большинство из них существует и поныне.
Рыцарские и монашеские ордена, которых насчитывается более двух
десятков, были созданы в эпоху Крестовых походов для защиты
христианских святынь и миссий, для оказания помощи раненым и больным,
для просветительской и исследовательской работы. Они получали
благословение папы и со временем, как правило, становились
влиятельными организациями, обладавшими значительной собственностью и
связями во всех вновь возникавших европейских государствах.
Изучением восточного эзотеризма занимались среди них лишь
немногие, а с гибелью ордена храмовников (тамплиеров) они и вовсе
перестали этим заниматься, по крайней мере открыто, предоставив эту
деятельность нецерковным организациям.
ХРАМОВНИКИ (тамплиеры, от лат. templum - 'храм'):
Templarii sive fratres militiae templi - духовный рыцарский
орден, возникший в ходе крестовых походов, осн. Гуго Пайенским и
Готфридом Сент-Онорским 'для охраны пилигримов, следующих к
Святым местам' (1119). Наз. по резиденции гроссмейстера ордена в
бывшем храме Соломона в Иерусалиме. В XIII в. - богатейший и
влиятельнейший орден.
Кто знает роман Вальтера Скотта 'Айвенго', вспомнит
Бриана де Буагильбера, члена этого ордена, человека
довольно беспринципного; среди храмовников наверняка были и
такие, но основа ордена заключалась в другом.
Тамплиеры мечтали о водворении на земле Царства Мира и
Единения всех народов, для чего занимались эзотерическими
изысканиями и поиском межконфессиональной церковности на основе
гностических учений. 'Церковность' понимается здесь в ее
изначальном смысле, от греч. 'ekklhsia, 'общность' людей,
объединенных одной идеей.
Тамплиеры заимствовали у гностиков (следы которых лучше
сохранились на Востоке, чем на Западе) символ андрогина в его
первоначальном значении: для них это был оккультный образ
вселенского единения.
Его изображали в виде фигуры с крыльями, восседающей
на кубе. На голове - факел с тремя пламенами. Правая рука
мужская (с лат. надписью solve - 'разрешай'), левая -
женская (с надписью cоagula - 'сгущай').
Беда в том, что у Андрогина была козлиная голова; ее
рога, борода и уши складываются в опрокинутую пентаграмму.
У христианских иерархов она ассоциировалась с Диаволом
(микропрозоп, см. лекцию 8).
Между тем пентаграмма, она же пентальфа, пентаиерон
(от греч. pente, 'пять'), у пифагорейцев была символом
здоровья и опознавательным знаком общины. В христианской
символике она олицетворяла пять ран Иисуса или, в числовом
толковании, двойственную природу Христа (божественную и
человеческую). По концам пентаграммы расставляются
еврейские буквы 'йод', 'хе', 'шин', 'вав' и 'хе',
составляющие имя Иисуса (к уже известной нам тетраграмме
добавляется буква Шин - J-H-V-Sh-A).
Это - XV аркан Таро, карта Диавола, однако не как
олицетворения мiрового зла, а как принципа обновления и
Спасения через преодоление зла (ср. апокатастасис Оригена).
У тамплиеров он назывался Бафометом. Конечно, это важнейший
мантический и магический символ, однако все зависит от
того,