набором мифологических и философских средств вызвало к
жизни целую группу течений, объединенных идеей спасительного Знания'
(Столяров А.А. Тертуллиан. Эпоха - жизнь - учение. В: Тертуллиан.
Избранные соч. М., 1994).
Гностики искали (и думали, что нашли) Истину. Основой ее они
считали Гносис (греч. Gnwsis - 'знание', ср. gnwri se auton): тайное
знание о Боге, мiре и подлинной духовной природе человека, открытое
пророками и сохраняемое эзотерической традицией. Обладание подобным
знанием, удостоиться которого могли лишь избранные, само по себе
ведет к Спасению.
Зло в мiре считалось возникшим изначально, в результате
'ошибки технологии'. Уничтожение его происходит лишь постепенно,
в ходе мiрового процесса восстановления планировавшейся гармонии
(гомеостаз), ускорить который помогают пророки и божественные
посланники. Путь к Спасению лежит через приобретение Гносиса.
Бог скрыт и непознаваем: 'Не дерзай говорить слова о Нем...'
(Поучения Силуана. Ср. пифагорейское: 'в перстне изображений не
носи'). Но это - верховный, истинный Бог. Он невидим ни первым, ни
вторым зрением ('третьим глазом'). Большинство же людей поклоняются
неистинному Богу, образ которого то и дело маячит у них перед
глазами. Между тем это - всего лишь производное истинного Бога, отец
не мiра, но лжи этого мiра (майи), то есть Диавол (хотя для гностиков
Диавол был не Ариманом - отцом зла, а всего лишь неудачником, жертвой
собственных заблуждений). Отсюда подразделение, превращающее
гностические учения из монистических в дуалистические:
САВАОФ: истинный и непознаваемый Бог, 'общий бог Космоса',
порождающий Плерому - полноту духовности, состоящую из
соединенных попарно эонов (духовных сущностей - ср. Хронос
Агераос, он же Зрван!). Последний из эонов - Пистис София,
Первичность Веры, порождающая Йалдаваофа, она же Хохма, она же
Гносис - Знание.
ЙАЛДАВАОФ (от евр. YELED - 'ребенок, потомок'): 'тень'
истинного Бога, порождение Плеромы, Демиург, 'местный бог
человечества', творец нашего неудачного мiра, столь же
несовершенного, как и он сам, к чему Саваоф не имеет отношения.
Он же Агносия, Незнание. Но в сотворение человека вмешиваются
силы Плеромы, и Первочеловек получает частицу подлинной
Божественной субстанции (ср. у зороастрийцев, лекция 5).
Несовершенство Демиурга объяснялось, среди прочего,
его андрогинностью, т.е. недифференцированностью на ян и
инь, на мужское и женское начало, на добро и зло. Поэтому
позже христианским философам пришлось переосмыслить само
понятие андрогинности: ведь незнание добра и зла - это
состояние Адама и Евы до грехопадения, атрибут
божественности, позже утраченный ими (и здесь христианство
смыкается с буддизмом, в котором Все-безразличие, т.е.
отказ от суждения о добре и зле, есть высшая ступень
приближения к Абсолюту, а также со зрванизмом - см. лекцию
5). Поэтому в христ. философии андрогинность души - символ
непричастности человека к вопросам пола, целостности и
догреховного состояния. Преодоление 'ложного аспекта'
андрогинности достигается при помощи 'духовного брака',
т.е. посвящения.
Брак - это символ союза. Но союз ('завет') может
быть заключен не только между людьми, но и между
человеком и Богом. Отсюда - понятие 'духовного брака',
Ветхий и Новый Завет, образ Церкви как 'невесты
Христовой' и т.д.
Одной из таких сект были ВАЛЕНТИНИАНЕ. Начав как христиане 'с
неоплатоническим уклоном', они скоро превратились в школу наподобие
Пифагоровой, где непосвященным преподавались начатки христианской
веры, а посвященным - учение о Саваофе и Йалдаваофе.
Валентин (лат. Valentinus, 110-175): иудей из Александрии,
философ, основатель гностич. секты. Предположит. автор
'Послания к Регину' (о воскресении), 'Евангелия Истины'.
Человек, учили валентиниане, состоит из тела, души и ума. Тело -
от земли, душа - от 'сформированного' (plasma), ум - от 'созданного':
ср. Мiр реального, Мiр творения, Мiр творчества в Каббале. Человек
получил это от Бога (Мiр эманаций). Отсюда три вида людей: духовные
(у них есть все три составляющие), душевные (только две) и плотские
(одна).
Духовное: