Het Monster

История эзотерических учений от Адама до наших дней

В 1772 году, через сто пятьдесят лет после смерти Кеплера,

немецкий астроном Иоганн-Эрнст Боде на основе своих наблюдений и

расчетов сформулировал закон планетных расстояний, согласно

которому расстояние каждой следующей планеты от Солнца

увеличивается в определенной пропорции. Эта пропорция,

естественно, не совпадала с пифагорейской (т.к. они считали в

геоцентрической системе), но очень ее напоминала. С современными

же данными о планетных расстояниях она коррелирует довольно

точно.

Чем объясняется сходство или, точнее, подобие планетных

расстояний и музыкальных интервалов, мы уже знаем...

Космос был для пифагорейцев единым живым существом (Платон,

'Тимей'), Солнце же, считали они, есть живой огонь и главная движущая

сила Космоса (стоик Клеанф, III в. до н.э.). Стоики Хрисипп и

Посидоний (II-I вв. до н.э.) учили, что Космос одушевлен и

рационален, и что человеческая душа имеет в нем частичку

(Ван-дер-Варден Б. Рождение астрономии. М., 'Наука', 1991). Душа

человека тоже приходит из Космоса и возвращается туда после смерти

тела, чтобы возродиться снова (перевоплотиться): эти странствия

необходимы душе, чтобы постепенно достичь совершенства.

Перевоплощение (реинкарнация) называлось у греков

метемпсихозом (греч. meta-em-psychosis). Считалось, что сам

Пифагор помнил свои прежние воплощения.

Кроме того, у греков было первичное представление об

астральном теле и даже двойнике: они называли его 'образом

жизни' (to eidolon tis aionos - 'идол Эонов' /!/): 'В то время,

как тела всех людей подвластны смерти, - писал поэт-пифагореец

Пиндар, этот образ остается живым, поскольку он один исходит от

богов. Он спит, пока члены тела еще действуют, а тому, кто спит,

он во многих сновидениях предзнаменует решения вопросов,

благоприятные или скорбные' (цит. по Ван-дер-Вардену). Ср. у

бенинцев (лекция 6).

Пифагорейцам удалось и превратить андрогинный квадрат обратно в

треугольник - с помощью уже упоминавшейся тетрактиды (греч.

tetraktis):

o

/

4 o---o 4

/ /

o---o---o

/ / /

o---o---o---o

4

Здесь квадрат снова развертывается в треугольник, и получается

фигура, не менее продуктивная, чем Светлый Престол (Мин Тан)

китайцев. Вы видите, что из этой фигуры легко выводится и

гексаграмма, и десятка (десять точек), и девятка (девять малых

треугольников), и дюжина (три стороны по четыре точки на каждой). См.

об этом.: Холл, Мэнли П. Энциклопедическое изложение... Новосибирск,

1992 (переводчик называет эту фигуру 'тетрактис').

Таковы были в общих чертах эзотерические представления греков.

Какой-то цельной системы наподобие современных им индийских или

персидских у греков не возникло, хотя связь между ними существовала

несомненно (Платон, Аристотель и другие титаны греческой мысли

все-таки в гораздо большей мере философы, чем эзотерики). Однако, как

писал небезызвестный вам Алексей Федорович Лосев (1893-1988),

эзотерические представления греков 'оказались чрезвычайно живучими не

только в пределах самого античного мiра, но и во всех последующих

культурах, вплоть до современных теософии и антропософии' (Лосев А.

Пифагор. Статья в: Философская энциклопедия, т. 4, М., 1967).

Варвары

Варварами греки, как известно, называли всех, кто были не греки.

В те времена, о которых только что говорилось, т.е. в конце эры Овна

- начале эры Рыб это были египтяне, семиты, персы, с которыми мы уже

знакомы. Но нас интересуют не они, а те, кого мы больше привыкли

называть варварами, т.е. предки будущих западных европейцев, наших

современников, а также мы сами, хоть себя так и не называем.

На исторической арене они появились уже в иную эпоху: она

начинается с очередного переселения народов в V в. н.э., когда пал

Рим - который мы не рассматриваем, во-первых, в силу его культурного

сходства с Элладой, а во-вторых потому, что многое из его наследия

вошло в культуру варваров и их потомков, с которой нам еще предстоит

встретиться.

Эта эпоха не тождественна Средневековью, которое начинается

тогда же, а оканчивается то ли Возрождением, то ли Английской

буржуазной революцией XVII в. (История