некоторых исследователей, 'означало право для
каждого на личную судьбу', т.е. приближало человека к понятию
индивидуальной кармы - см. Лукач Й. Пути богов. М., ИПЛ, 1984), но
их 'мощности' нехватало для нейтрализации общегреческого бинера.
По Плутарху, мойры ведали связями: 1) принципа движения с
принципом жизни, которые связывает монада, в области незримого
(Атропос); 2) принципа жизни с принципом гибели, которые
связывает природа, символ - Луна (Лахезис); 3) принципа гибели и
возрождения с принципом движения, которые связывает ум, символ -
Солнце (Клото).
Однако бинер можно достроить не только до треугольника, но и до
квадрата:
Андрогин Треугольник разверты-
Іњњњњњњњњ— вается в квадрат, получа-
‹ - +‹ ется кватернер, четверица,
‹ ‹ пифагорейская тетрактида,
‹ + -‹ а также знакомая нам тет-
?њњњњњњњњ± раграмма I-H-V-H.
Дионис Аполлон
Получается андрогин, от греч. 'andros - 'мужчина' и gynh -
'женщина', символ 'неслиянного единства' ян и инь, попытка найти в
законах Сатурна с м ы с л через нахождение их элементарных
составляющих, ведь квадрат (четверка) - это четыре стихии, четыре
стороны света и т.д. (уравновешивание Сатурна при помощи архетипа
двойной Венеры, Афродиты и Афродитона - ср. у орфиков: 'Юпитер - и
божественный Супруг, и Супруга, Отец и Мать' /цит. по: Шюре Э.
Великие посвященные. Калуга, 1914; репринт М., 1990/, или у китайцев:
Дракон-Юпитер как темная и 'Дракон-Юпитерша' как светлая ипостась
Юпитера /Шицзин/).
Согласно греческой мифологии, боги первоначально создали не
людей, а андрогинов: это были двуполые существа с двойным
набором органов. Возгордившись, андрогины восстали против богов.
Тогда Зевс расколол каждого из них пополам: 'Если они и теперь
не усмирятся, я рассеку их еще пополам (квадрат!), и им придется
скакать на одной ноге'. По Платону, любовь есть инстинктивное
стремление любящих вновь соединить раздвоенное.
Весьма 'квадратным' в этом смысле было учение Пифагора.
ПИФАГОP (ок. 580-500 до н.э.): в юности учился музыке,
живописи и атлетике, потом - геометрии и астрономии. По
легенде (естественно, не подтвержденной) побывал в Египте,
Вавилоне, Персии и других странах: 'математические науки он
усвоил от египтян, халдеев и финикиян... а от магов услышал о
почитании богов и о прочих жизненных правилах' (Порфирий. Жизнь
Пифагора).
Вернувшись на родину, открыл школу в Кротоне. Поступавшие
туда должны были пройти обет молчания (от 2 до 5 лет), после
чего их посвящали в 'акусматики' (слушатели) или 'экзотерики'
(внешние) и разрешали слушать таинства из-за занавески. В это
время они изучали классические науки - грамматику, риторику и
т.п.
'Все, явленное Пифагору, его последователи полагали
законом, его самого чтили как посланца от Зевса, а на себя,
благоговея перед божественным, накладывали обет молчания,
ибо внимали многим священным тайнам' - Флавий Филострат.
Жизнь Аполлония Тианского. М., 'Наука', 1985.
Лишь после этого их посвящали в 'математики' (ученые, т.к.
mathhsis и значит 'наука') или 'эзотерики' и после обряда
очищения (греч. katharsis /!/, ср. 'Тахарот' у евреев - трактат
о ритуальных очищениях, но очищениях ж е н с к и х) разрешали
участвовать в мистериях.
Требования, предъявлявшиеся Пифагором к ученикам, нам уже
знакомы так же, как и смысл его учения, ибо основы эзотерики везде
одни и те же. Различаются лишь детали.
Ученики должны были соблюдать правила добродетельной жизни
(почитай богов, блюди клятву, уважай родителей, т.е. те же заповеди:
'да не будет у тебя иного Бога кроме меня, почитай отца твоего и мать
твою, не лги, не лжесвидетельствуй...') и ряд символических
требований (напр., 'не ешь сердца', т.е. не удручай себя горем, или
'в перстне изображений не носи', т.е. не выставляй напоказ того, что
думаешь о богах).
Они изложены в т.н. 'Золотых стихах', принадлежащих кому-то
из последователей Пифагора (опубл., в частности, в альманахе:
АУМ. Синтез мистических учений Запада и Востока. N 2. М.,
'Terra', 1990). Ничего особо эзотерического