не бунт, а принятие
Сатурна, 'индивидуальная терапия', чистый разум, полный отрыв духа от
тела, одиночный путь к Свету через приобщение к его неописуемой
красоте путем напряжения всех сил и последующий катарсис
('очищение'), ставший западным путем единения с Абсолютом
(отъ-единение от всего остального, solitaire у того же Камю). 'Путь
Аполлона' можно описать как уравновешивание Сатурна Венерой и
Солнцем.
В нем тоже есть экстаз, пишет Владимир Шмаков, и он уносит
томящийся дух в светозарные чертоги Света, но в то же время
'гнетет человека своим бездушным спокойствием, безразлично
взирающим на скорби и восторги всякого существа'.
Беда была только в том, что представления о самом Абсолюте,
пусть даже в форме единого верховного Бога, у греков так и не
сложилось. Орфики, правда, пытались вывести образ единого Бога:
'Зевс был Первым, Зевс - Последний, красота блистающей
молнии; Зевс есть Начало, Зевс - Середина, благодаря Зевсу все
совершается. Зевс есть основание земли и звездного неба' (цит.
по: Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука II. Рождение
астрономии. М., 'Наука', 1991), -
- но в окружении сонма греческих богов и божеств архетип Зевса так и
не утратил своих дионисийских черт. Впрочем, по словам того же
Владимира Шмакова,'вовсе отрицать очевидность Его бытия' греки не
могли, а потому нашли своеобразную замену Абсолюту: это абстрактная
идея Судьбы, Мойры (она же 'Anagkh - Рок), 'непостигаемой, но
одинаково властно тяготеющей как над людским родом, так и над
бессмертными обитателями Олимпа' (там же).
Однако Ананке-Рок греков или ее ипостась Мойра ('доля, удел,
жребий') сопоставима скорее с текущей судьбой-кизметом, чем с кармой
как индивидуальным и мiровым законом, ибо ни путь Диониса, ни путь
Аполлона от нее не освобождают.
Таким образом распался классический треугольник Алеф-Мим-Шин,
превратившись в бинер (двоицу) и антиномию Шин-Мим, Дионис-Аполлон,
Восток-Запад:
Любовь
Святой Дух
Энергия - Единое (Платон) - аркан Мага
Воля
0 Алеф
/
--------------------
Бог-Отец / Бог-Сын
Душа (Платон) Шин + /________ - Мим Ум (Платон)
аркан Шута Интуиция Разум аркан Смерти
Информация Дионис Аполлон Материя
Жизнь Смерть
Таким образом, остается два полюса:
ДИОНИС как интуитивное, простонародное начало, Каббала-Маасит
(натуральная магия) или познание через милосердие (из сфирот -
Хохма), Psyche (душа) у Платона: среди арканов Таро это - Шут,
естественно ощущающий свое единение с Космосом и предающий себя его
воле, мистика Востока; не удивительно, что в христианской мистике с
этим полюсом оказалось связано представление о Боге-Отце. Его
отрицательное значение ('ложный аспект' по В. Шмакову) - это архетип
Ваал-Завува (Вельзевул), Хаос, Энтропия. Соответственно этому из
трех физических категорий (материя, энергия, информация) это -
Информация.
АПОЛЛОН как интеллектуальное начало, аристократическое в
духовном смысле, Каббала-Июнит (учение) или познание через строгость
(Бина), Nous (ум) у Платона: среди арканов Таро это - Смерть, порог,
через который необходимо пройти, чтобы достичь обновления, мистика
Запада; в христианской мистике - Бог-Сын. Отрицательное значение
('ложный аспект') - архетип Мефистофеля, мертвая логика, вторая и
окончательная Смерть. Из физических категорий - Материя.
Орфики, кстати, ввели в обиход знаменитое выражение о
'соме' и 'сэме', ставшее потом важнейшим постулатом христианской
философии: to soma einai to shma, 'тело - это могила', материя,
от которой дух должен быть свободен.
Третья вершина - Абсолют, 'En Платона, Энергия (физическая
категория), Воля, аркан Мага, из сфирот - Венец (Кетер) - была
позже достроена (восстановлена) христианством при помощи понятия
Святого Духа.
Как говорит Г.О.М. (Курс энциклопедии оккультизма), 'посвящение
есть умение нейтрализовать бинеры'. Поэтому греческие мистериальные
школы учили своих посвященных именно этому, находя каждая свой путь.
Некоторые создавали маленькие триады (так, из одной Мойры стало
три, что, по мнению