Het Monster

История эзотерических учений от Адама до наших дней

бы с работ Александра

Игнатенко об Ибн-Хальдуне и Андрея Смирнова об Ибн Араби.

Игнатенко А.А. Ибн Халдун. М., 1980; В поисках счастья. М.,

1989.

Об успехах прикладных эзотерических наук (астрологии, алхимии и

т.д.) у арабов говорить не будем - это слишком хорошо известно, да и

времени у нас больше нет. Закончим же мы сегодняшнюю беседу цитатой

из Корана:

Скажи [им так]: я не говорю вам, что 'У меня сокровища

Божии', ни того, что '[я] знаю тайное'. [Я] не говорю вам, что я

ангел. Я следую только тому, что дано мне откровением. Скажи

[им так]: Зрячий и слепой равняются ли один другому? Ужели вы

не размышляете об этом?

Коран, сура 'Скот' (VI:50).

Het Monster. История эзотерических учений

Лекция 9. Греки и варвары.

Греки

Взгляды и достижения древних греков составляют неотъемлемую

часть нашей культуры (я имею в виду культуру христианскую или

западную), а потому всем хорошо знакомы. Поэтому мы не будем

вдаваться в общеизвестные подробности, а опять-таки попробуем

выделить основные черты греческой эзотерической мысли.

В конце эры Овна, а точнее, в период становления мiровых религий

и философий - VI-IV вв. до н.э. - греки поклонялись обширному

пантеону космических и иных богов, духов или героев, у которых были

свои жрецы и храмы или алтари, священные рощи, ручьи и реки.

Были у них, естественно, также всяческие нимфы, наяды и

дриады, по сути те же винти и аку-аку (см. лекцию 6).

У богов просили заступничества и спрашивали совета. Для этого

приходили в храм, вносили положенную плату, и через некоторое время

жрец или жрица сообщали ответ. Такой храм, а также ответ бога

назывался 'оракулом' (лат. oraculum, 'краткая молитва'), по-гречески

mantyon, отсюда мантика - 'гадание'.

Гадали также по полету и крику вещих птиц, по внутренностям

жертвенных животных, по петуху или курице, по воде, по вину, по

воску, по встретившимся на пути людям или животным... Многие из

этих видов гадания через Византию распространились потом в

странах Европы, в том числе в России.

С началом персидских войн в Грецию проникли астрология и

хиромантия, магия и демонология. Широко были распространены

приворотные зелья, любовная ворожба и т.п. Греческие врачи при

лечении болезней прибегали к заклинаниям. Лечили больных в храме, где

приносили жертву, чтобы больной выздоровел.

Клятва Гиппократа - классический обет мага: клянусь делать

все, что только в моих силах и возможностях, чтобы помочь

больному, и главная заповедь - не навреди.

Тот же Гиппократ (ок. 460-337 до н.э.) одним из первых

сформулировал теорию четырех жидкостей человеческого тела -

слизи, крови, желтой и черной желчи, из которой позже развилось

учение о четырех темпераментах (флегматик, сангвиник, холерик и

меланхолик).

Прибегать к заклинаниям, а также к астрологии, гаданию и другим

герметическим средствам не запрещалось: преступлением считалось лишь

нанесение кому-либо вреда с их помощью. Греки различали тавматургов

- чудотворцев и гоэтов - колдунов или 'черных магов', считая, что

первым помогают боги, а вторым злые духи или демоны (ср. curandero

и brujo, лекция 6).

Особое место занимали мистические культы, восходившие к древним

народным праздникам-мистериям в честь Деметры, Кибелы, Диониса и

других божеств, так или иначе связанных с рождением, плодородием и

смертью, этими важнейшими сакральными категориями.

Вначале это были 'первобытные культы с медвежьей пляской и

факельным богом, с неуклюжими идолами и грубыми обычаями, с

заклинаниями и чудодейственными исцелениями' (Леманн А. Краткая

история суеверий и волшебства), участники которых приходили в экстаз

и предавались оргиям -

- недаром и 'экстаз', и 'оргия' - слова греческие, но в

древности они не имели еще современной негативной окраски, а

означали всего лишь 'смещение, переход [в иное состояние]'

('ek-stasis) и '[священно]действие (ta 'orgia, от 'ergw)', -

- однако чем ближе подходил конец эры Овна, тем более они становились

похожи на своего рода тайные общества, ордена или закрытые клубы,

куда принимали лишь после выполнения особых обрядов или обетов.

Принятые же проходили несколько степеней посвящения, и в самых главных

мистериях могли участвовать только высшие адепты.

Одним из таких орденов или обществ