дзен-буддизма о том, что 'Я' - это
преграда (хаджаб, заслон) на пути познания действительности. Чтобы
постичь действительность, надо снять эту преграду (Агахи А.М.
Значение противоборства религиозно-философских течений 'ахбари' и
'осули' в идеологической борьбе своего времени. В: Иран. История и
культура в Средние века и Новое время. М., 'Наука', 1980). А для
этого нужно познать самого себя - Gnori se auton, как говорили греки:
'Душа всех наук состоит в том, Чтобы познать, кто я такой' -
сказал Джалаледдин Руми (1207-73), поэт и философ (Есть книга: Фиш Р.
Джалаледдин Руми. М., 1972.)
Путь же познания мiра и человека, путь самоусовершенствования
назывался у суфиев Тарикат (Tariqah). Это понятие нам тоже знакомо -
вспомните дао или путь самоусовершенствования в йоге и буддизме.
Из Каббалы суфии восприняли многие идеи об устройстве мiра,
дополнив и развив их. Так, сфер или уровней мiроздания (вспомните
сферы у бенинцев или сфирот у каббалистов) они насчитывали 15
(перечисляются сверху вниз):
1 Престолы 8 Солнце
2 Троны 9 Венера
3 знаки Зодиака 10 Меркурий
4 лунные стоянки 11 Луна
5 Сатурн 12 эфир
6 Юпитер 13 воздух
7 Марс 14 вода
15 земля
Это напоминает распределение ангельских чинов и стихий в Талмуде
и у христиан, но к ним добавляются уже знакомые нам астральные
сущности - семь планет и двенадцать знаков, а также лунные стоянки,
плюс указывается, что Солнце-огонь есть важнейшая из сфер, сфера
Еноха-Идриса. Каббалистический принцип работы с буквами обогащается
понятием 'харфа' - образа буквы (Ибн-Араби. Мекканские откровения,
ч. I, гл. 26). Ведантийское представление о мiровой иллюзии, майе,
раскрывается как 'неслиянное единство' единичности (Бог) и
множественности (все остальное), Света (Бог) и Тени (Его проявления),
изящно намекая на пару Ормузд-Ариман и одновременно отрицая
самосущность, бытийность последнего...
Столь тонкие взаимосвязи и можно было ощутить (именно ощутить, а
уж потом вывести логически) лишь после того, как люди ознакомились со
связями более грубыми - тройка, восьмерка, дюжина, 22... У суфиев
число таких связей бесконечно. Чтобы ощутить их, необходимы были
образованность, интуиция и высокое эзотерическое сознание, отличавшие
и иудейских, и мусульманских, и христианских ученых того времени. Но
если каббалисты ограничились разработкой этих связей в пределах
своего шумеро-семитского 'культургута', своей философии и религии (и
- лишь позже - христианской), то суфии, точнее, их великие шейхи,
пожалуй, и на сегодняшний день первые в освоении и осмыслении всех
важнейших отделов нашей эзотерической культуры.
Понять их труды не просто - или, по крайней мере, не всегда
просто. Суфии выработали свой образный язык, во многом предвосхитив
приемы поэтов-символистов.
Так, у Сухраварди в 'Чужбине Запада' есть сцена, когда
путешественник поднимается на высокую гору и обнаруживает там
Источник жизни, в котором плавают рыбы. Он спрашивает у них, кто
они.
'Одна из рыб, что пустилась в свой путь, свободно уплывши в
море, отвечала мне: это то, к чему ты стремился... Эти рыбы -
тебе подобные, вы - сыновья одного Отца. С ними случилось то же,
что и с тобой. Вы - братья' (перев. А. Смирнова).
Вспомнив Рыбу-Оаннеса и рыбу, 'преодолевающую очередной
порог' у суринамцев, мы поймем, что это означает.
Таким же образом зашифровывались или, точнее, поэтизировались и
алхимические понятия, и любовный лексикон, и все прочие вещи, о
которых не следовало говорить прямо.
Литература по суфизму обширна. На русском языке изданы труды
Аль-Газали, Ибн Рушда, Ибн Халдуна, Руми, Фараби, Ибн Араби. Вышел и
любимый на Западе современный толкователь суфизма Идрис Шах (Суфизм.
М., 1994).
Подобно Бхагван Шри Раджнешу, изложившему индийское учение
в категориях, понятных для людей Запада, Идрис Шах делает то же
самое в отношении суфизма. Но, в отличие от Раджнеша, Идрис Шах
пытается объяснить суфийские 'тайны' через их сравнение с
'Тайнами Запада' (Св. Франциск и Бл. Августин, тамплиеры и
розенкрейцеры), чем лишь запутывает читателя, не знакомого ни с
тем, ни с другим. Чтобы действительно понять смысл суфизма,
начинать лучше с 'великих шейхов' или хотя