такая книга 'Магия Апокалипсиса', где автор делает
совершенно фантастические выводы на основе русскоязычного
анализа подобных понятий. Эти выводы могли бы иметь основание,
если бы он учел оригинальное написание и сравнил его со своим,
но он этого не сделал.
Из первоначального треугольника вытекает и гексаграмма, 'щит
Давида', украшающий флаг сегодняшнего государства Израиль.
_ _ _/\_ _ _
/ ___ /
/ | /
/_ _ _ _ _ _
/
Он включает два треугольника, восходящий и нисходящий; первый
наз. Макропрозоп ('широкое лицо' по-гречески) и означает огонь,
активность, Солнце, второй - Микропрозоп ('узкое лицо'), означающий
воду, пассивность, Луну и т.п. В мистической гексаграмме имеется
также ставрос (Т-образный крест) в центре как символ оплодотворения
горизонтали вертикалью.
Но это уже скорее подробности, относящиеся к Каббале Маасит,
т.е. практической, поэтому мы в них далее вдаваться не будем.
Сказанного уже достаточно, чтобы ясно представить себе особенности
как прото-, так и неокаббалистической картины мiра, а это даст вам
возможность понять, что кроется за любым каббалистическим текстом.
Суфизм (араб. ат-Тасаввуф)
Все в мiре взаимосвязано, и во времени тоже: расцвет
каббалистики совпал с расцветом другого восточного учения - суфизма.
Вспомним историю: в 632 г. умер пророк Мухаммед, четверть века
спустя его учение обрело официальную редакцию (Коран), которая не
меняется до сих пор; почти сразу появились Сунна и Хадисы (Предание и
Рассказы), а затем многочисленные Тафсиры (Комментарии), толкования и
комментарии к толкованиям (вспомните Тору и Талмуд).
Очень скоро Ислам распался на два больших течения (суннизм и
шиизм), четыре мазхаба (школы в суннизме) и множество более мелких
направлений, сект, орденов и толков. Это произошло не в последнюю
очередь потому, что Ислам распространялся на территориях, уже занятых
другими, часто достаточно развитыми учениями (как религиозными, так и
философскими), а потому вынужден был кое-что у них перенимать. Не
боролись мусульмане и с языческими жрецами ('магами'), прорицателями
и гадателями.
Преимущество Ислама заключалось именно в его
веротерпимости. В отличие от предыдущих идеологий Ислам
действовал 'не кнутом, а пряником' (эра Овна давно прошла): он
не требовал от 'неверных' перехода в свою веру, а лишь
предоставлял им такую возможность, зато связанную с целым рядом
привилегий.
Первые суфийские общины появились, как говорят, в IX веке, и
именно в тех местах, где преобладало христианское или буддийское
население. Название СУФИ происходит от араб. суф - 'шерсть' и 'было
дано мусульманским подвижникам по их шерстяной одежде', как пишет
академик Бартольд (Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. М.,
'Наука', 1966; М., МГТУ, 1992), хотя христианские ученые до начала ХХ
века были уверены, что это слово одного корня с греческой
Премудростью-Софией.
Суфии предпочитали аскетический образ жизни и 'скрывали свои
добродетели, стараясь своими внешними поступками вызвать осуждение
людей' (Бартольд). Своей целью они считали единение с Богом
(обожение), достичь которой полагали посредством экстаза, для чего
применяли как самоуглубление (медитацию), так и самоистязание. Однако
для нас интересны не рядовые члены братств, а ученые - 'посвященные,
убежденные в том, что во все времена в мiре пребывала некая высшая
мудрость, единая для всех религий и народов' (Кныш А.Д. Сухраварди.
В: Ислам. Энциклопедический словарь. М., 'Наука', 1991).
Абу Хамид ал-Газали (XI в., 'Избавляющий от
заблуждения'), Шихаб ад-дин Сухраварди (XII в., 'Чужбина
Запада'), Мухи ад-дин Ибн-Араби (XIII в., 'Мекканские
откровения'), аш-Шазили, Астарабади, Ибн-Таймийа...
Они стремились синтезировать эту мудрость, используя
эзотерический опыт всех существовавших тогда мiровых религий и
философий, блестяще оперируя их понятиями и находя все новые
тонкости, значения и оттенки. Суфизм - характерное порождение эры
Рыб, результат работы интуиции там, где невозможны 'логические
дискурсы' (Смирнов А.В. Великий шейх суфизма. Опыт парадигмального
анализа философии Ибн-Араби. М., 'Наука', 1993), ибо 'невыразимое
можно выразить только путем умолчания' (конфуцианцы).
Так, они приняли постулат