совокупности они образуют 'архетип человека', соотв. Адаму
Кадмону, небесному Первочеловеку, прообразу Космоса и земного
человека. Эти 10 эманаций объединяются в четыре вселенные или мiра
(оламим) и изображаются в виде 'дерева':
(Клифот)
1
Кетер Мiр
Сахасрара 3 2 эманаций
Бина Хохма (Олам ха-Азилут)
/
----------------------/--------------------------------------------
/
5 (Даат) 4
Вишуддха Гвура | Хесед
| | / |
Аджна | / | Мiр
| 6 / | творчества
Анахата | Тиферет | (Олам ха-Бриа)
| | |
------------------|--------/----|-------------|--------------------
| / | |
8 / | 7
Манипура Ход | Нецах
__|__ /
Свадхистхана / / Мiр
/ 9 / творений
Муладхара / Йесод (Олам ха-Йецира)
/ |
--------------------------------|-----------------------------------
| /
10 / Мiр
Малкут / реальностей
/ (Олам ха-Асия)
--------------------------------------------------------------------
Все эти сфирот подразделяются на четыре мiра. В самом высшем, в
мiре эманаций или сияний, обитает лишь Бог да души, прошедшие процесс
обожения (слияния с Абсолютом, уподобление божеству) - или, как
говорят евреи, - узревшие ШЕХИНУ (Божественное присутствие).
Человек принадлежит трем следующим мiрам, хотя живет и
действует, конечно, в самом нижнем (а по количеству 'оболочек' и
самом бедном) - в мiре реальностей, в физическом мiре. Некоторые
вообще ничего не видят и не хотят видеть, кроме этого мiра.
Следующий (снизу) мiр - астральный, мiр творений, в нем обитают
д у ш и - не только человека, но всех живых существ. Под творениями
здесь понимается результат (цель, telos) созидательного акта.
Истоки же созидания, его начала обитают в мiре творчества,
ментальном. Это идеи, как чистые (абстрактные), так и
персонифицированные (ангелы и духи - винти и аку-аку). Они
перемещаются между тремя высшими мiрами, как правило, не сходя в мiр
физический. В каждом из трех высших мiров имеется, как мы видим, по
три сферы (сфирот).
Посредником между Богом и Вселенной служит солнечный ангел
Митатрон (Митра).
В совр. каббалистике к 'классическим' 10 с. добавляют еще две,
Клифот и Даат. Литература о сфирот очень обширна. Подробнее см.,
напр.: Лайтман М. Кабала: Тайное еврейское учение. Новосибирск, 1993;
Ленен (Lenain). Каббала. Пер. с фр. А.В. Трояновского. СПб., 1914,
репринт М., 'Азъ' 1993; Веташ В., Семира. Астрология и мифология.
Часть II: Каббала. Воронеж, 1993; Z'ev ben Shimon Halevi. Kabbalah.
Tradition of Hidden Knowledge. N.Y. 1985.
Если у нас есть время, мы можем рассмотреть каждую из сфирот по
отдельности. Перечислим их 'снизу вверх':
МАЛХУТ, Малкут (ивр. 'Царство'): 10-я, самая нижняя из
сфирот (см.), представляющая мiр Pеального (Олам ха-Асия): это
те самые 'царства', из которых состоит реальный или физический
мiр - царства животных, растений и минералов, а также
человеческие царства. Будучи самой нижней, она олицетворяет
также начало нового цикла - вертикаль, соединяющая все сфирот,
продолжается вниз и снова подходит к высшей из сфирот (Кетер),
показывая таким образом, что 'конец заложен в начале' (Сефер
Йецира).
ЙЕСОД (евр. IESOD - 'фундамент, основание', англ. Yesod):
девятая из 10 сфирот (см.), принадл. к миру Творения (Олам
ха-Йецира, царство Природы). Синтезирует влияние высших сфирот и
передает его последней из них, Малкут, служа как бы связующим
звеном