Het Monster

История эзотерических учений от Адама до наших дней

совокупности они образуют 'архетип человека', соотв. Адаму

Кадмону, небесному Первочеловеку, прообразу Космоса и земного

человека. Эти 10 эманаций объединяются в четыре вселенные или мiра

(оламим) и изображаются в виде 'дерева':

(Клифот)

1

Кетер Мiр

Сахасрара 3 2 эманаций

Бина Хохма (Олам ха-Азилут)

/

----------------------/--------------------------------------------

/

5 (Даат) 4

Вишуддха Гвура | Хесед

| | / |

Аджна | / | Мiр

| 6 / | творчества

Анахата | Тиферет | (Олам ха-Бриа)

| | |

------------------|--------/----|-------------|--------------------

| / | |

8 / | 7

Манипура Ход | Нецах

__|__ /

Свадхистхана / / Мiр

/ 9 / творений

Муладхара / Йесод (Олам ха-Йецира)

/ |

--------------------------------|-----------------------------------

| /

10 / Мiр

Малкут / реальностей

/ (Олам ха-Асия)

--------------------------------------------------------------------

Все эти сфирот подразделяются на четыре мiра. В самом высшем, в

мiре эманаций или сияний, обитает лишь Бог да души, прошедшие процесс

обожения (слияния с Абсолютом, уподобление божеству) - или, как

говорят евреи, - узревшие ШЕХИНУ (Божественное присутствие).

Человек принадлежит трем следующим мiрам, хотя живет и

действует, конечно, в самом нижнем (а по количеству 'оболочек' и

самом бедном) - в мiре реальностей, в физическом мiре. Некоторые

вообще ничего не видят и не хотят видеть, кроме этого мiра.

Следующий (снизу) мiр - астральный, мiр творений, в нем обитают

д у ш и - не только человека, но всех живых существ. Под творениями

здесь понимается результат (цель, telos) созидательного акта.

Истоки же созидания, его начала обитают в мiре творчества,

ментальном. Это идеи, как чистые (абстрактные), так и

персонифицированные (ангелы и духи - винти и аку-аку). Они

перемещаются между тремя высшими мiрами, как правило, не сходя в мiр

физический. В каждом из трех высших мiров имеется, как мы видим, по

три сферы (сфирот).

Посредником между Богом и Вселенной служит солнечный ангел

Митатрон (Митра).

В совр. каббалистике к 'классическим' 10 с. добавляют еще две,

Клифот и Даат. Литература о сфирот очень обширна. Подробнее см.,

напр.: Лайтман М. Кабала: Тайное еврейское учение. Новосибирск, 1993;

Ленен (Lenain). Каббала. Пер. с фр. А.В. Трояновского. СПб., 1914,

репринт М., 'Азъ' 1993; Веташ В., Семира. Астрология и мифология.

Часть II: Каббала. Воронеж, 1993; Z'ev ben Shimon Halevi. Kabbalah.

Tradition of Hidden Knowledge. N.Y. 1985.

Если у нас есть время, мы можем рассмотреть каждую из сфирот по

отдельности. Перечислим их 'снизу вверх':

МАЛХУТ, Малкут (ивр. 'Царство'): 10-я, самая нижняя из

сфирот (см.), представляющая мiр Pеального (Олам ха-Асия): это

те самые 'царства', из которых состоит реальный или физический

мiр - царства животных, растений и минералов, а также

человеческие царства. Будучи самой нижней, она олицетворяет

также начало нового цикла - вертикаль, соединяющая все сфирот,

продолжается вниз и снова подходит к высшей из сфирот (Кетер),

показывая таким образом, что 'конец заложен в начале' (Сефер

Йецира).

ЙЕСОД (евр. IESOD - 'фундамент, основание', англ. Yesod):

девятая из 10 сфирот (см.), принадл. к миру Творения (Олам

ха-Йецира, царство Природы). Синтезирует влияние высших сфирот и

передает его последней из них, Малкут, служа как бы связующим

звеном