(Адонай Эхад), и поклонники
Нага-Нехуштана (Медный Змий, 4 Цар., гл. 18) и рыбы-Дагона (1 Цар.,
гл. 5) были объявлены еретиками.
Однако самому Ягве, сатурническому Богу неумолимого мiрового
Закона, невольно пришлось воплотить в себе качества всех божеств
прежнего пантеона, в том числе и Божественную Премудрость - Хохму,
Венеру в Рыбах, прошедшую за период эры Рыб значительный путь
развития.
'Ее местонахождение скрыто глубокой тайной; ее нет ни на
земле, ни над землей, ни под небом; путь к ней открыл
Бог-Творец... после того, как дал закон ветру, воде, дождю,
грому и молнии' (Никольский Н.М. Избр. соч. по истории рел.,
М., 'Наука', 1974; cм. тж. Иов 28:14, 21-26; Прит. 9:1-6). Ее
почитали в узком кругу 'посвященных' (ученых, философов).
Рыбы, согласно астрологии, - место возвышения Венеры. Рыбы
дают ей феноменальную интуицию, периоды плодотворного
вдохновения, создавая своеобразный архетип философа и поэта.
В сочетании с архетипом Сатурна (Ягве, Закон) это дало
творчество - Талмуд, а потом Каббалу, но и конфликт - галут
(диаспору), секты, хасидизм...
Канадский исследователь Мишель Моран отождествляет архетип
Венеры в Рыбах с XVII арканом Таро - это Звезда, 'карта
творческой личности, стремящейся лишь к одному: выразить себя в
творчестве' (Моран М. Марсельское Таро. М., 1993). Кроме того,
это еще и м и с с и я, и идея М е с с и и.
В последние века нашей эры корпус иудейских священных книг
(Танах - Тора, Пророки и Писания) уже сложился и был 'утвержден'.
Книги писались и после, но в Танах они уже не вошли. Сложился
институт раввинов, ведших школы и длительные научные диспуты; слова
раввинов начали записывать, и через несколько веков этих записей
набралось так много, что их решено было упорядочить. Так возник
Талмуд.
Над ним работали две Академии - одна в Палестине, другая в
Вавилоне. К середине IV в. (нашей эры) был закончен первый,
Иерусалимский Талмуд, к середине VI в. - второй. Таким образом,
Талмуд, существующий к тому же в двух вариантах, представляет
собой огромный сборник законов, правил, постановлений, преданий,
легенд и фольклорного материала, включая пословицы и поговорки.
Немецкое издание одного только Вавилонского Талмуда занимает 12
томов.
Эзотерические вопросы в нем открыто не обсуждаются: это своего
рода 'новый Закон', обязательный для правоверных. Современный иудаизм
в гораздо большей мере зиждется на Талмуде, чем на Торе (Танахе), и
эзотеризма в нем немного.
Гораздо интереснее для нас идеи неортодоксальных мыслителей, тех
самых 'философов и поэтов', одним из знаменитейших среди которых
считается рабби Акиба.
Р. Акиба бен Иосиф, один из Четверых мудрецов, был родом из
новообращенных (т.е. изначально не иудей). Он стал раввином,
составил множество комментариев к Священному Писанию, да таких,
что они приводили в изумление современников: 'Из каждого
крючочка, - говорили они, - он может извлечь гору толкований'.
Эти толкования нередко носили весьма мистический характер,
однако были настолько хороши, что раввины так и не осмелились
причислить его к еретикам, как трех остальных из Четверых
мудрецов. Когда произошло восстание Бар-Кохбы (135), Акиба
принял его за Мессию, последовал за ним и вместе с ним был
казнен римлянами.
Именно Акибу часто считают автором первых каббалистических книг,
Сефер Йецира и Зогар, но это мало вероятно. А вот основные положения
каббалистической мысли он вполне сформулировать мог. Но свое развитие
они получили лишь в последующие века.
Представьте себе тогдашний Восток 'от Нила до Инда': тысячелетие
семитских культур сменяется 6, 8, 10 веками если не господства, то
влияния греческого языка и культуры. (Рим и латынь ушли на Запад, в
страны варваров, и это разделение 'сфер влияния' было окончательно
закреплено великой схизмой 1054 г.) Но уже наступила эпоха арабских
завоеваний, и вскоре весь культурный Восток заговорил на этих трех
языках: еврейском, греческом, арабском. Тогда нельзя было быть
ученым, 'не овладев знанием всех тех богатств, которые выработало
человечество' (В.И. Ленин).
Это слияние культур дало новый стимул эзотерической мысли, в
результате которого сложилось учение Каббалы. Это - классическое
эзотерическое учение, продолжающее и дополняющее уже нам известные.