малоразвитых завоевателей
последующих эпох, приходивших 'на готовое' и благодаря этому
проходивших процесс цивилизации ('цивилизофикации') в ускоренном
темпе.
Короче, достижения шумерийцев и вавилонян под властью ассирийцев
не погибли. Наоборот: при любой смене власти (а войн и переворотов
там, конечно, было много) в Междуречье учились и работали ученые,
собирались и обрабатывались сведения, писались и хранились глиняные
таблички. Даже разрушение Вавилона (689 до н.э.) не изменило этого
положения: город был отстроен заново, а 'эмиграция' ученых лишь
ускорила распространение вавилонских знаний, ибо там, где они
находили себе временное пристанище, тоже возникали школы и
библиотеки.
Не вдаваясь в исторические подробности, отметим, что в X - VIII
в. до н.э. ассирийские цари начали выводить из завоеванных стран
мужчин для своего войска вместе с их женами, наложницами и детьми
(что делает ассирийцам честь в сравнении с европейскими
работорговцами XVI-XIX вв.). Тогда цари щадили своих солдат,
отправляя в чужие страны чужих же воинов.
Около 740 г. до н.э. из Палестины таким образом была уведена в
Вавилон первая партия евреев (потом последовали новые 'эвакуации',
последняя из которых произошла в 586 г. до н.э.).
Что имели евреи до прихода завоевателей из Двуречья? Смутные
воспоминания о едином царстве Соломона бен Давида, мир с ними обоими
(ок. 1000 - 900 до н.э.), да многобожие, среди которого сатурнический
Ягве был лишь верховным жрецом - он не был юпитерианским божеством-
покровителем, олицетворением победоносного царя, а всего лишь
хранителем Закона, и уж никак не верховным богом. Однако закона никто
не придерживался, войска не было, государства тоже не было. Не было
литературы, истории, философии и тем более никакой эзотерики, если
не считать простейших мантических и магических приемов, да и то
заимствованных у более культурных соседей (египтян, финикийцев).
В Двуречье же евреи нашли высокоразвитое государство со столицей
в огромном 'вечном городе' Вавилоне, мощное жречество, регулярную
армию, торговые дома с миллионными оборотами, но прежде всего
культуру: календарь и хронологию, всемiрную историю (хоть и
основанную на мифологии, но на мифологии опять-таки высокоразвитой),
агрономию и геометрию, математику, астрологию и хирологию.
Главное то, что все это было евреям понятно: их язык мало
отличался от официального аккадского, на котором общались все от Инда
до Нила, почти как сейчас на английском. На нем велась вся
дипломатическая переписка. Не удивительно, что у них возник миф о
Вавилонской башне: 'на всей земле был один язык и одно наречие...'
(Быт., гл.11).
В Двуречье выросли новые поколения евреев. К 539 году до н.э.,
когда Вавилон был покорен персидским царем Киром, эзотерическое
сознание евреев значительно возросло и, когда еще год спустя им
разрешено было вернуться в Палестину, это уже был фактически 'другой
народ', о котором мы будем говорить в следующей лекции. Здесь же
отметим, что вернувшись, евреи застали 'дома' таких же дикарей,
которыми когда-то были сами: ведь из Палестины, естественно, увели не
все местное население. Первые же попытки 'репатриантов' договориться
с местными (самарянами) окончились неудачей (см. Книгу Ездры, гл. 3).
За два с лишним века пребывания евреев в Двуречье многое
изменилось и в самой Ассиро-Вавилонской державе. В 626 г. до н.э.
ассирийскую династию снова сменила вавилонская (халдейская), и
начался новый этап развития шумеро-вавилонской культуры.
Халдеи
ХАЛДЕИ (мн., ивр. KAS'DIM, греч. `oi chaldaioi) были очередным
семитским племенем, давно обитавшим в Междуречье. По археол. данным,
пришли они туда с юго-запада, из Аравии, примерно около середины
эры Овна (1000 до н.э.). Это были воинственные бедуины, состоявшие
одно время на службе у ассирийских царей. В 626 г. халдей
Набупалассар захватил вавилонский трон.
Тут же отметим, что 'халдеями' европейцы и до сих пор
по традиции иногда называют христиан - жителей Ирана и Ирака, а
их церковь и официально называется Халдейской (Catholic
Chaldaean Church, уния с Римом 1553, резиденция Патриарха в
Багдаде). Но это, само собой, не те халдеи, о которых идет речь.
Халдеи не отменяли официального культа Мардука и других
астральных божеств, но у них была и своя эзотерическая традиция,
очевидно 'архаичного' образца, во многом сходного с уже
рассмотренными нами африканскими и латиноамериканскими.