развития.
То же относится и к любым иным (не только
'аку-акическим') эгрегорам - например, к восточным
единоборствам.
Но, далеко пережив свое время (и покинув свое исконное
пространство), водуизм утратил большую часть своего эзотерического
начала или, точнее, перестал его развивать. Он остался в рамках
религии, включающей постепенно усыхающие верования и хорошо развитый
в силу своей практичности культ. Однако, поскольку пользоваться
эгрегором этого культа без 'ключа' невозможно, вы нигде не найдете ни
иноэтнических последователей, ни сект, ни даже кружков любителей
водуизма, хотя в Соединенных Штатах, кажется, можно найти любителей
чего угодно. Духи-вуду все реже нужны людям.
В этом плане больше повезло другим духам - ВИНТИ. Есть такая
страна Суринам, бывшая Нидерландская Гвиана, на севере Южной Америки.
Не вдаваясь в демографический анализ ее пестрого населения, укажем,
что оно в массе своей принадлежит к т.н. креольской культуре,
объединяющей в себе элементы европейских, африканских, американских
(индейских) и некоторых других культур. В креольской культуре все они
'сплавились' в нечто качественно новое, свое, оригинальное во всех
сферах человеческой жизни, в том числе и в эзотеризме.
Само слово Винти (Winti), строго говоря, означает 'дух' (как
вуду и аку-аку). Но этим же словом обозначается и мiровоззрение
жителей Суринама, их 'народная религия' или философия.
По своему происхождению Винти восходит к жизненной философии
африканцев, привезенной в Суринам черными рабами. Считается, что
Винти пронизывает все живое и состоит из двух важнейших элементов:
верования и врачевания (а не культа, как в 'архаичных' культурах).
Первое предполагает, что духи-винти существуют повсюду. Такой
дух может быть твоим предком, а может и не быть; он вообще может быть
духом дерева или твоего зодиакального знака. Но винти может овладеть
тобой ('оседлать', как всадник коня). Это может быть хорошо, а может
быть и плохо. В последнем случае человек должен обратиться к 'своим'
винти, чтобы они помогли ему вернуть свое 'Я'.
Дурные поступки, душевный разлад, отказ от самого себя ведут к
тому, что человек теряет связь со своими 'винти', без которых он
ничто в этом мiре. Человек нарушил космическое равновесие, и теперь
его надо лечить: вот смысл второй части философии Винти. В ней,
конечно, тоже есть свои ритуалы, но все они посвящены врачеванию -
как тела, так и духа. В ритуалах Винти человека так и называют -
'Конь Божий': духи его внутреннего, а также внешнего мiра постоянно
овладевают им, управляя его чувствами и мыслями. Вот как пишет об
этом один современный суринамский поэт:
Эдгар Кайро
Песнь утратившего душу
Мой голос звучит, но где же я?
Я жив, но где душа моя?
Пока душа готова в миг любой
сменить привычный облик,
очередной порог перешагнув -
она жива.
Кто помогает рыбе
очередной порог преодолеть,
идти все выше, становясь сильнее
и обретая мудрость?
Перед порогом отступить - вот смерть.
Так погибает всадник без коня.
Так гибнет конь в горах без седока -
один он не найдет пути в долину.
И я один. Но кто поможет мне
преодолеть очередной порог?
Врачевание же зиждется на методах 'народной медицины', известных
всем народам земного шара, главным образом - на использовании
природных веществ и психофизиотерапии. Но, если простейшие народные
средства, выбор которых определяется природными условиями данного
региона, известны практически всем, то применение 'сложносоставных
прописей', а тем более комплексных методов лечения - уже профессия,
требующая знаний и опыта, причем не только в практической, но и в
эзотерической сфере. Лиц, занимающихся этой профессией, именуют
по-разному - целителями, хилерами (англ. Healer) или ШАМАНАМИ.
Мы воспользуемся словом 'шаман' как уже вошедшим в научный
оборот в качестве термина (см., напр.: Мень А., прот. Доисторические
мистики. 'Наука и жизнь', N 2/1990). Само это слово проникло в
европейские языки из якутского в XVII в. - Ср. пьесу Екатерины
Великой 'Шаман сибирский'. В Якутию оно пришло через Монголию из
Индии (от санскр. camas - 'успокоение,