Het Monster

История эзотерических учений от Адама до наших дней

развития.

То же относится и к любым иным (не только

'аку-акическим') эгрегорам - например, к восточным

единоборствам.

Но, далеко пережив свое время (и покинув свое исконное

пространство), водуизм утратил большую часть своего эзотерического

начала или, точнее, перестал его развивать. Он остался в рамках

религии, включающей постепенно усыхающие верования и хорошо развитый

в силу своей практичности культ. Однако, поскольку пользоваться

эгрегором этого культа без 'ключа' невозможно, вы нигде не найдете ни

иноэтнических последователей, ни сект, ни даже кружков любителей

водуизма, хотя в Соединенных Штатах, кажется, можно найти любителей

чего угодно. Духи-вуду все реже нужны людям.

В этом плане больше повезло другим духам - ВИНТИ. Есть такая

страна Суринам, бывшая Нидерландская Гвиана, на севере Южной Америки.

Не вдаваясь в демографический анализ ее пестрого населения, укажем,

что оно в массе своей принадлежит к т.н. креольской культуре,

объединяющей в себе элементы европейских, африканских, американских

(индейских) и некоторых других культур. В креольской культуре все они

'сплавились' в нечто качественно новое, свое, оригинальное во всех

сферах человеческой жизни, в том числе и в эзотеризме.

Само слово Винти (Winti), строго говоря, означает 'дух' (как

вуду и аку-аку). Но этим же словом обозначается и мiровоззрение

жителей Суринама, их 'народная религия' или философия.

По своему происхождению Винти восходит к жизненной философии

африканцев, привезенной в Суринам черными рабами. Считается, что

Винти пронизывает все живое и состоит из двух важнейших элементов:

верования и врачевания (а не культа, как в 'архаичных' культурах).

Первое предполагает, что духи-винти существуют повсюду. Такой

дух может быть твоим предком, а может и не быть; он вообще может быть

духом дерева или твоего зодиакального знака. Но винти может овладеть

тобой ('оседлать', как всадник коня). Это может быть хорошо, а может

быть и плохо. В последнем случае человек должен обратиться к 'своим'

винти, чтобы они помогли ему вернуть свое 'Я'.

Дурные поступки, душевный разлад, отказ от самого себя ведут к

тому, что человек теряет связь со своими 'винти', без которых он

ничто в этом мiре. Человек нарушил космическое равновесие, и теперь

его надо лечить: вот смысл второй части философии Винти. В ней,

конечно, тоже есть свои ритуалы, но все они посвящены врачеванию -

как тела, так и духа. В ритуалах Винти человека так и называют -

'Конь Божий': духи его внутреннего, а также внешнего мiра постоянно

овладевают им, управляя его чувствами и мыслями. Вот как пишет об

этом один современный суринамский поэт:

Эдгар Кайро

Песнь утратившего душу

Мой голос звучит, но где же я?

Я жив, но где душа моя?

Пока душа готова в миг любой

сменить привычный облик,

очередной порог перешагнув -

она жива.

Кто помогает рыбе

очередной порог преодолеть,

идти все выше, становясь сильнее

и обретая мудрость?

Перед порогом отступить - вот смерть.

Так погибает всадник без коня.

Так гибнет конь в горах без седока -

один он не найдет пути в долину.

И я один. Но кто поможет мне

преодолеть очередной порог?

Врачевание же зиждется на методах 'народной медицины', известных

всем народам земного шара, главным образом - на использовании

природных веществ и психофизиотерапии. Но, если простейшие народные

средства, выбор которых определяется природными условиями данного

региона, известны практически всем, то применение 'сложносоставных

прописей', а тем более комплексных методов лечения - уже профессия,

требующая знаний и опыта, причем не только в практической, но и в

эзотерической сфере. Лиц, занимающихся этой профессией, именуют

по-разному - целителями, хилерами (англ. Healer) или ШАМАНАМИ.

Мы воспользуемся словом 'шаман' как уже вошедшим в научный

оборот в качестве термина (см., напр.: Мень А., прот. Доисторические

мистики. 'Наука и жизнь', N 2/1990). Само это слово проникло в

европейские языки из якутского в XVII в. - Ср. пьесу Екатерины

Великой 'Шаман сибирский'. В Якутию оно пришло через Монголию из

Индии (от санскр. camas - 'успокоение,