равновесие и порядок в мiре. Но охота дает людям пропитание, без нее
нельзя обойтись; поэтому охотник (не просто охотник, а член высшей
касты, брахман, если вернуться к теме прошлой лекции) должен взять на
себя ответственность за нераспространение этой энергии на ни в чем не
повинных окружающих, иначе пострадают и тот, и другие.
Отсюда - развитый к у л ь т, т.е. система 'магических и
ведовских обрядов, жертвоприношений, соблюдения табу и т.д.' (Д.М.
Бондаренко). Возникнув в период охотничьей эры Овна, эти обряды
сохраняли свою роль как факторы, стабилизирующие жизнь общины, и
в 'пост-овновый' период. Не рассматривая сейчас 'рыбизирующее'
влияние мусульманских мулл и католических патеров на формирование
мiровоззрения 'архаичных' народов, отметим, что (идеологическая)
колонизация и здесь не только не привела к вытеснению древних
верований и культов, но даже в какой-то мере укрепила их в этой роли.
Примером этого может служить культ ВУДУ, очагом которого
считается Дагомея, то есть все тот же Бенин. Вуду (Wodoo, Voodoo) -
это слово одного из африканских языков (кажется, эве), означающее
'дух'. В эпоху работорговли жителей западного побережья Тропической
Африки вывозили в Северную и Южную Америку, на Кубу и на Гаити,
поэтому культ распространился и там, вызывая ужас у суеверных
европейцев.
Культ, на взгляд европейца, действительно весьма экзотичен:
'танцы змей', жертвоприношения, поклонение великому богу-воину Афа
(Огуну) и его кровожадным помощникам (похожим на Фобоса и Деймоса у
Марса - явный продукт эры Овна), духам-покровителям, духам-предкам,
духам-владыкам кладбища, ритуальное расчленение трупов, а в
историческом 'анамнезе' и каннибализм, и, конечно, 'зомби' - почти
единственное понятие, усвоенное европейцами из 'водуизма', как они
его назвали, но зато до сих пор радующее опытных сценаристов и
начинающих экстрасенсов.
ЗОМБИ (англ. zombie, от назв. ядовитого снадобья на яз.
эве): 'живой мертвец', исторически - жертва колдунов афр.
племен, прож. в районе Дагомеи (совр. Бенин) и позже на Гаити.
Жертве подсыпали в пищу 'порошок з.', содержащий тетродотоксин
или иной сильнодействующий яд, и человек умирал мнимой смертью,
почти неотличимой от действительной. Через несколько дней
'мертвеца' оживляли, и он, полностью утратив волю (сознание),
подчинялся воле колдуна. Обычно люди-з. после этого проживали
недолго. Случаи исцеления (возвращения сознания) известны, но
они крайне редки. Ныне так называют людей, 'одержимых
сверхъестественными силами', т.е. утративших личную волю и
подчиняющихся чьим-л. приказам. Подробнее см., напр.: Маленков
А., Сарбаш В. В чем секрет зомби? 'Наука и жизнь', N 7/1989,
с.91.
Однако и этот культ есть не что иное, как выражение все того же
'таврического', архаичного взгляда на мiр, для лучшего понимания и
запоминания которого и создавались обряды и ритуалы. Как пишет все
тот же Д.М. Бондаренко, ритуальное поведение было для африканцев
всего лишь 'активным способом воздействия на ход событий - в конечном
счете, может быть и в самом деле 'все в руце божеств и предков'? Их
следует бояться, но на них можно и влиять... При этом ритуальные
действия могли и в самом деле оказаться эффективными, поскольку в это
верили не только те, кто их совершал, но и все те, кому во вред или
на пользу они были предназначены'.
Эффективность этих действий с точки зрения современного
эзотеризма объясняется также и тем, что за тысячи лет
существования водуизма сложился мощный эгрегор (информационное
поле), снабженный, однако, своего рода 'кодовым замком':
обратиться к нему может далеко не всякий, а лишь тот, кто
владеет кодом - вспомните камни-ключи от родовых пещер на о-ве
Пасхи.
Розыски Тура Хейердала дали поразительные результаты,
потому что, во-первых, у него было имя, 'понятное' местному
эгрегору: Тераи Матеата. Во-вторых, ему по всей форме был
передан ключ-камень, с произнесением священного текста и пусть
символическим жертвоприношением. В-третьих, у него появился свой
аку-аку (дух-покровитель) - эманация эгрегора. Аку-аку, таким
образом, - те же вуду.
История Хейердала показывает, кстати, что 'ключ' от
эгрегора связан не с этнической принадлежностью, а с тем, что
принято называть 'посвящением', будь то формальная инициация или
необходимый этап внутреннего