общество накануне первых контактов с
европейцами (стадиальные и цивилизационные особенности). Диссертация.
Ин-т Африки, М., 1993 (на правах рукописи).
Вселенная представлялась бенинцам в виде нескольких
концентрических кругов - мiров, границы между которыми вполне
определенны, хотя и проницаемы. Внешний, самый широкий круг
составляла Вселенная, включающая многонаселенный мiр предков, духов и
иных нематериальный сущностей, а в центре нее находилась община,
частью которой был человек (физическое тело со всеми его уровнями), в
свою очередь состоявший из четырех мiров или кругов - 'двойника'
(эфирное тело), души (астральное тело), духа (ментальное тело) и
высшего 'Я' (монада):
---------------------------------------------
/ В С Е Л Е Н Н А Я
-----------------------------------------
/ / Мiр духов предков и божеств
----------------------------------
/ / / Общество (община)
----------------------------
| | | | ЧЕЛОВЕК: | | | |
- душа-двойник, нематериальный каркас физической оболочки человека
- сознание, мышление, психическое начало
- духовное эго
- супер-эго
Кстати о двойнике. 'С точки зрения африканца, когда человек
засыпает на своей циновке, на сцену выходит его двойник, который
совершает тот же путь, что проделывал спящий в реальном мiре, и
проделывает ту же работу... Именно в этом двойнике и кроется
личность человека' (Ксенофонтова Н.А. Личность, общество и
социальное время. В сб.: Пространство и время в архаичных
культурах. Материалы симпозиума, М., 1992).
Мы легко узнаем здесь знакомую четырехчастную схему членения
макрокосма и микрокосма, к тому же в двойном варианте, что дает
опять-таки уже знакомые нам восемь элементов, совокупность которых
составляет не называемый, но подразумеваемый девятый (Мин Тан, см.
лекцию 4). Произошли ли действительно все земные языци (племена) из
Африки или нет, уже не имеет значения: узнаваемость схемы доказывает,
что всюду действуют одни и те же законы, а 'противоположности - это
не противоположности...'
Эта схема настолько проста и свободна от каких бы то ни было
'культурных наслоений', теоретизирующих оговорок и запутывающих дело
деталей, что может служить блестящей иллюстрацией принципа подобия,
известного нам по формулировке Гермеса Трисмегиста: 'То, что внизу,
подобно тому, что наверху', о котором мы упоминали в 1 лекции.
Недаром африканисты - а это люди, настроенные в большинстве
своем весьма академически, то есть далекие от нашего с вами подхода,
- недаром даже они отмечают, что принцип подобия составляет важнейшую
основу мышления народов Тропической Африки (см., напр.: Гиренко Н.М.
Социология племени. Становление социологической теории и основные
компоненты социальной динамики. М., 1991).
Кроме того, представителям 'архаичных культур' и прежде была, и
сейчас по-прежнему ясна и другая мысль, также входящая в круг
важнейших эзотерических представлений: космос - не структура, не
механизм, не мертвая постройка, а живой организм. Тем, кто читал
труды по современной Агни-йоге, эта мысль должна быть хорошо знакома.
Отсюда представление о жизни как о высшей ценности, поэтому
убийство (даже животного) - тягчайшее преступление (вспомните о
заповеди 'не убий' эры Овна) для всех, кроме охотников, и поэтому
охотники - особая социальная группа, членам которой приходится
соблюдать массу сложных ритуалов, чтобы не допустить нарушения
космического равновесия, ибо нет большего нарушения, чем отнятие
жизни ('Согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот,
кто подвесил' - Булгаков М. Мастер и Маргарита. М., 'Худ.лит', 1973).
Отсюда же многочисленные охотничьи правила и табу, а также ритуалы
отождествления охотника с животным, предназначенным в жертву
(представления эр Близнецов, Рака и Льва): ведь в мiре ничто не
должно исчезать бесследно, как не должно и появляться из ничего,
иначе равновесие нарушится.
Так, у описанных выше бамбара считается, что при убийстве
(разрушении, нарушении целостности) объекта выделяется особая энергия
- 'ньяма', вредоносная в отличие от просто жизненной энергии 'ни'
(ср. ци, прана) и способная оказывать опасное воздействие на людей,