поэтому ее отражения в сознании любых
племен и народов будут схожи.
Вспомним марксистский закон единства и борьбы противоположностей
или слова Бхагван Шри Раджнеша, он же Ошо, великий учитель
современных русских и зарубежных индуистов. Возвращаясь к теме
Древней Индии и предваряя тему современных пост-индийских учений,
можно сказать, что заслуга Раджнеша состоит именно в адаптации
понятий всеиндийского плюрализма богов и мнений к ограниченно-
рационалистическому восприятию европейцев (или, точнее, вообще людей
Запада). Он писал:
'Противоположности - это не противоположности. Посмотрите
глубже, и вы ощутите их, как одну и ту же энергию' - это именно то, о
чем мы говорили на всех предыдущих лекциях... Помните спор между
ведантой и мимансой, иллюзия ли мiр или не иллюзия?
Но вернемся к нашим экзотическим культурам. Бамбара, как мы
помним, живут и в Мали. Мали - уже Тропическая Африка, область еще
более своеобразной культуры. Достаточно вспомнить, что в том же
тропическом поясе, только не на северо-западе, а на юго-востоке,
находилось легендарное государство Мономотапа (терр. сегодняшних
Зимбабве и Мозамбика).
Время этих культур циклично: 'что было, то и будет, и что
делалось, то и будет делаться' (Ек. 1:9). Человек и Вселенная или,
точнее, человеческое общество (община) и Вселенная едины, они
пребывают в равновесии, нарушать которое никому не дозволено. Для
членов таких обществ 'характерна сознательная ориентация в первую
очередь на точное воспроизведение опыта предшествующих поколений и
передачу его потомкам в неизменном виде' (В.Р. Арсеньев).
В современной научной традиции такие общества или культуры,
находятся ли они в Африке, в Южной Америке или Австралии,
принято называть архаичными. И этнологи в данном случае правы:
ведь, как мы помним, например, представление о цикличности
пространства-времени восходит к эре Тельца, а некоторые другие
представления - к еще более ранним периодам человеческой
истории.
Консервация или, точнее, постоянная реанимация этих
представлений сыграла в истории 'архаичных обществ' не менее
роковую роль, чем в истории Индии, о чем мы говорили в
предыдущей лекции. Как пишет к.и.н. Ирина Тимофеевна Катагощина
(Институт Африки РАН), 'устойчивость традиции сделала носителей
архаичного сознания в значительной мере безоружными перед лицом
стремительно надвигавшихся на Африку социальных перемен в
колониальный период и позднее' (Катагощина И.Т. Архаичные
пространственно-временные представления и общественный прогресс
в Тропической Африке. В: Пространство и время в архаических
культурах. Материалы коллоквиума, М., 1992).
Однако именно эта 'устойчивость традиции', в основе которой
лежали наиболее простые и естественные представления о мiре, сделала
носителей этих культур резистентными против всех бесчисленных
нововведений второй половины эры Рыб, начиная от мусульманских и
христианских вероучителей и кончая цивилизаторскими потугами
капиталистов и коммунистов. 'Тропическоафриканская цивилизация
сохранилась', как констатировал кто-то из наших африканистов.
Слегка перефразируя Дмитрия Михайловича Бондаренко,
замечательного современного африканиста, можно сказать, что 'то,
что для нас является содержанием, для них всего лишь форма,
а то, что мы считаем формой, для африканца и есть содержание'.
Иными словами, африканец может ходить в костюме с галстуком и
беседовать с вами о творчестве Кафки, но вы вечером пойдете
домой смотреть телевизор, а он обернется леопардом и отправится
на ритуальную охоту.
Почему леопардом? Потому что 'мы одной крови, ты и я' - это
хорошо чувствовал Редьярд Киплинг, автор 'Маугли', поняв, что
европеец эры Рыб слишком утратил связь со своим природным
началом, и лишь колоссальный стресс может вернуть его к
первоначальному шаблону поведения (Т. Шибутани. Социальная
психология. М., 1968). Кстати, знаменитая идея 'назад к природе'
возникла у европейских Просветителей не в последнюю очередь
именно благодаря 'открытию' Африки...
В чем же заключается эта картина мiра, столь естественная для
носителей 'архаичных культур' и столь успешно забытая нами?
Рассмотрим ее на примере БИНИ (бенинцев) - народа, населяющего
западноафриканское побережье тропической Африки. Излагается по:
Бондаренко Д.М. Бенинское