Het Monster

История эзотерических учений от Адама до наших дней

Спасения могут достичь лишь немногие.

ДЖАЙНИЗМ, первоначально представлявший собой одну из сект

буддизма, ныне является самостоятельной религией. Традиционно его

первым 'пророком' считают Махавиру, старшего современника Будды,

однако корнями он уходит в древние, еще тотемистические верования

жителей Индии (наподобие ламаизма, вобравшего в себя элементы древней

тибетской религии бон). В эзотерическом плане он, пожалуй, наиболее

полно выразил мысль об относительности любых человеческих

определений, даваемых явлениям макрокосма и микрокосма, признав, что

любая вещь существует и не существует одновременно, вопрос лишь в

том, что под этим понимать.

Кроме того, джайнизм считает непременными атрибутами любой души

(индивида) совершенное знание и высшее блаженство, непроявление же

того и другого в каждом отдельном случае есть результат нарушения

индивидом своей кармы. Высшей целью джайнисты называли освобождение

от груза кармы путем подвижничества, важнейшим элементом которого

считали непричинение вреда (ахимса).

Персия

Религия парсов, предков жителей сегодняшнего Ирана, также имеет

очень древние корни, т.е. восходит к самым ранним индо-иранским

анималистическим и тотемическим культам. Древние парсы почитали

стихии и их воплощения - огонь, воду, камни, ветер, совершали

жертвоприношения, поклонялись божествам солнца и луны.

Огонь считается самой мощной, а в некоторых теориях - и

самой древней из стихий. Огонь очищающий, этот каббалистический

Эш-Мезареф, как нельзя лучше отвечает задаче Спасения, ибо он

освобождает от скверны. Поэтому и зороастризм, пришедший на смену

чистому стихие- и огнепоклонству, не смог отказаться от культа огня.

ЗОРОАСТРИЗМ как учение Зороастра (не будем вдаваться в детали

вопроса о личности Зороастра и времени его жизни) сложился к концу

эры Овна, т.е. к VI-V вв. до н.э. Во всяком случае, он уже был

распространен в державе персидского царя Кира (558-529 до н.э.), и

евреи, находившиеся в это время в плену в завоеванном Киром Вавилоне,

успели кое-что перенять из религиозной философии зороастризма. К тому

же времени относится и оформление первых текстов 'Авесты'.

В Государственной (бывшей Ленинской) библиотеке есть

издание 'Авесты' на немецком языке: Avesta. Die heiligen Buecher

der Parsen. Brl.-Lpz. Verl. De Gruyter, 1924. На русском языке

эти тексты целиком до сих пор не выходили. В принципе они

целиком и не сохранились: из 21 книги, существовавших при

Сасанидах, т.е. в Средневековье, до нас дошли лишь четыре, из

них только одна (Вендидад) без пропусков и потерь. Есть,

впрочем, перевод избранных гимнов: Стеблин-Каменский И.М.

Авеста. Избранные гимны из Видевдата. М., 1993.

Очень многое в иранской картине мiра сходно с представлениями

древних индийцев - корни-то общие. И, хотя функции божеств и других

элементов мифологии у парсов нередко изменяются на прямо

противоположные по сравнению с индийцами, родство их имен и названий

очевидно.

Ср. санскр. артха и авест. аша - закон мiровой

необходимости, санскр. Яма и авест. Йима - бог подземного

царства, но санскр. дэва - 'бог' и авест. 'даэва' - злой дух,

разрушительная сила (ср. груз. дэв).

Первоначальные общество и культура иранцев носит, в отличие от

индийских, ярко выраженный марсианский характер (поклонение огню,

завоевательные войны, не прекращавшиеся в течение столетий, 'культ'

личности вместо отказа от нее и т.п., наконец, Лев с саблей и

Солнце в гербе современного Ирана), поэтому отличий между ними

довольно много. Не рассматривая их во всех подробностях, отметим две

идеи, важных не только в догматическом, но в большой мере и в

философском плане; возможно, они были восприняты иранцами у соседних

семитских или даже более отдаленных восточно-африканских племен: это

идея чистилища и идея благодати.

Не утверждая, что обе эти идеи проникли в Иран именно из Африки,

все же напомню о весьма распространенной гипотезе происхождения всех

человеческих рас именно с африканского континента (а с учетом теории

Семи рас - с 'черного' континента Гондваны), а также процитирую

иранского писателя Голамхосейна Саэди: 'Культура суахили больше, чем

любая другая, оказала влияние на обычаи и традиции населения южного

побережья Ирана' - цит. по: Жуков А.А. Культура, язык и литература

суахили. Л., ЛГУ, 1983.

Чистилище, авест. чинвад (Chinvad), Чинвато-Пэрэру, поздн.

Серат: волшебный мост,