/.../ Индийцы тысячи лет жили в определенном климате и
определенных условиях, во многих отношениях прямо
противоположных нашим. Они выработали определенный тип мышления,
по-своему высокий, но в конечном итоге по-разному воздействующий
на определенные типы индивидов. Поэтому для нас бесполезно
пытаться идти их путем, хотя и ведущим их к вершинам оккультных
знаний, но для народов Запада столь же мало приемлемым, как
овсяная диета - для льва'.
- и, наконец, вайшешика и ньяя (астика-ньяя): схоластические
системы, старавшиеся уложить все древние и новые представления в
строгие схемы, что, конечно, не так-то просто сделать. Эти схемы так
или иначе восходят к шат-чакра нирупана, обрастая лишь некоторыми
добавлениями. Подробности можно найти в любой книге по индийской
философии.
Эти учения были как бы 'приняты в семью' индийских философий,
т.к. они не претендовали на значение и роль религий. Учения же,
претендовавшие на нечто большее, т.е. породившие новые религии или
секты, считаются 'неортодоксальными', т.е. выходящими как бы за рамки
официальной доктрины.
Это, во-первых, ТАНТРИЗМ (от санскр. тантра - 'сокровенное,
магия'): ряд сект и школ с особыми обрядами, восходящими к древним
культам плодородия. Их отличает прежде всего эзотеричность обрядов,
несовместимость с брахманистическим ритуалом, представление о мужском
и женском энергетическом начале. Общение полов рассматривалось как
мистический акт, в результате которого оба партнера приобретают часть
космической энергии (шакти). Многие элементы тантризма были приняты
ламаизмом, о котором говорилось в предыдущей лекции.
Далее это, конечно, БУДДИЗМ в своих первоначальных формах,
учение принца Гаутамы. Буддизм разработал учение о сансаре, т.е.
круговороте нашей обычной жизни, включая перевоплощения и повторные
рождения, неизбежно связанном со страданиями, и нирване, т.е.
'погашении жажды', оставлении радостей этого мiра, завершении
круговорота страданий и соединении с абсолютом.
Это учение было сформулировано в виде 'четырех благородных
истин': 1) всё - это страдание, 2) у страдания есть причина, 3)
страданию можно положить конец, 4) существует путь, ведущий к
прекращению страдания.
Этот путь включал, в свою очередь, четыре стадии медитации или
'степени религиозного погружения'. Адепты, освоившие эти стадии или
степени, прошедшие очередной цикл жизни (ашрамы, см. выше), также
подразделяются на различные 'ранги' по своей святости (см., напр.,
Пишель Р. Будда, его жизнь и учение. М., 1911, репринт 1991).
При этом из мистического арсенала буддизма удалялась как вся
палитра традиционных индийских верований, включавших почитание
множества божеств и их ипостасей, так и собственно человеческая
личность как участник какого бы то ни было мiрового процесса, т.к.
важнейшим залогом перехода к нирване (Спасения) считался отказ от
всякой результативной деятельности (тот же принцип недеяния). А это
противоречило уже установившейся системе каст, требовавшей от каждого
члена общества совершенно определенных и вполне результативных
действий.
Однако с эзотерической точки зрения буддизм был шагом вперед,
потому что познание закономерностей мiра видимого и невидимого
действительно требует отказа от вмешательства в действие этих
закономерностей (известный постулат о влиянии экспериментатора на ход
эксперимента). Поэтому на традиционной индийской почве буддизм
большого распространения не получил и в начале эры Рыб был вытеснен
индуизмом - новейшей формой древней индийской религии, однако дал
множество вариаций на периферии индийского ареала.
Еще до этого он распался на два больших направления: махаяну и
хинаяну.
Махаяна (санскр. 'Большая Колесница'): наиболее крупное
направление буддизма, 'Большой путь Спасения', распростр. в Индии,
Китае, Корее, Японии. В отличие от Хинаяны считает, что Спасения
может достичь каждый, кто следует заветам Будды Шакьямуни и живет в
любви с ближними. Носит более эзот. характер, чем Хинаяна.
Хинаяна (санскр. Hinayana, 'Малая колесница'): 'Малый путь
Спасения', меньшее, чем Махаяна направление в буддизме, по традиции
счит. более ранним. Распростр. в Бирме, Таиланде, Шри Ланке. Будда в
х. - историческая личность, пример для подражания, а не Спаситель,
ибо никто никому не может помочь ни очиститься, ни освободиться. Для
постижении истины отшельничество счит. практически обязательным. Это
означает, что