озаглавленная 'Астрологическая мандала': в ней приводятся
образные описания свойств каждого из 360 градусов Зодиака.
Итак, познакомившись вкратце с основами индийской эзотерической
мысли, рассмотрим этапы ее развития.
'Природная религия' ВЕДАНТИЗМА примерно к середине эры Овна
(VI-III в. до н.э.) сменяется БРАХМАНИЗМОМ, разработавшим учение о
мiровой душе (брахмане), о карме и реинкарнации (перевоплощении). В
это же время складывается система к а с т, создающая своего рода
'стержень' в прежде аморфном (венерианско-лунном) индийском обществе.
Эта система обеспечивала эзотеричность (т.е. в данном случае -
недоступность для непосвященных) знаний Вед и высших ступеней
самосовершенствования для женщин и членов низших каст. Стать саньяси
(святым) мог и обязан был только брахман (См. об этом: Законы Ману.
М., 'Наука', 1962; переизд. 1992).
К концу эры Овна из брахманизма выделились шесть ортодоксальных
и целый ряд неортодоксальных учений:
- веданта: истинным бытием обладает только брахман (мiровая
душа), все остальное же есть проявление божественной иллюзии (майя);
изложено в 'Брахмасутре' Бодараяны;
- миманса: истинным бытием обладает только реальный мiр, никакой
мiровой души нет; мiр управляется кармой и познаваем разумом;
(и можно бесконечно спорить о том, иллюзия ли наш мiр или
не иллюзия, приводя бесчисленное количество доказательств, но
подлинному философу-эзотерику ясно, что правы и те, и другие,
ибо нет разницы между иллюзией и не-иллюзией, нет границы между
мiром видимым и мiром невидимым - или, точнее, эта разница
несущественна, эта граница преодолима; до конца эта мысль
додумана, как мы помним, в дзен-буддизме, но и другии философии
учили преодолевать ее, хоть и каждая по-своему...)
- санкхья: учение о страдании и освобождении от него;
- йога: дериват санкхьи, учение о совершенствовании тела и духа.
Подразделяется на восемь анг (ступеней):
яма ]
нияма ]
асана ] крийяйога
пранаяма ]
пратьяхара ]
дхарана ]
дхьяна ] раджайога
самадхи ]
Подробнее см., напр.: 'Йога-сутры' Патанджали и 'Вьяса-бхашья'.
Пер. и комм. Е. Островской и В. Рудого. М., 'Наука', 1992;
О йоге и ее применимости у нас, 'на Западе', процитируем
доктора Фридриха Феерхофа - 'Астрология как основа терапии',
отрывки печатались в журн. 'Наука и религия', N 1/94:
'Сам факт все увеличивающегося влияния великого учения йоги
на развитие народов Запада представляется весьма отрадным в том
отношении, что с его помощью высшая, духовная природа человека
способна одержать победу над его низменной эмоциональной и
физической сущностью.
Такова единственная истинная цель настоящего йога. Однако
подверженная всем страстям природа человека Запада слишком часто
извращает ее содержание: он либо начинает безжалостно и
безрезультатно истязать свою плоть, желая путем аскезы изменить
эгоистическую направленность своих психических сил, либо
пытается использовать свои психические способности для
физического укрепления организма.
Пока выполнение дыхательных упражнений служит лишь
оздоровлению и укреплению тела с тем, чтобы сделать его более
послушным духу, это можно считать вполне оправданным; однако в
большинстве случаев здесь преобладают иные мотивы - незрелое и
опасное любопытство в отношении сверхчувственных переживаний,
дерзкое стремление к психической и магической власти и т.п. В
таких случаях неизбежна катастрофа: бессмысленное форсирование
психических и нервных центров мстит за себя, вслед за
перенапряжением наступают нервные расстройства и заболевания,
депрессии, психозы; в самом лучшем случае дело заканчивается
экзальтированностью и 'надломом'.
/.../ Опыт показывает, что одни и те же психические
упражнения, завершающиеся для человека восточного (напр.,
индийца или перса) блестящим успехом, для европейца могут
оказаться буквально губительны. Причиной тому различие
врожденной конституции отдельных рас, обусловленное их
историческим развитием; организм европейца во многих случаях
попросту отказывается переносить такие упражнения, - напр.,
приемы 'таттвы' или глубокие дыхательные упражнения.