дав поднять меч против завоевателей, которых в
истории Индии хватало. Однако именно эти терпимость и миролюбие,
отказ от меча как средства разрешения философских споров создали
оптимальную среду для ничем не сдерживаемого роста эзотерических,
религиозных и философских идей, нашедших своих почитателей и
продолжателей далеко за пределами Индии - то есть создали то, что
сегодня называется плюрализмом.
Поэтому для самих индийцев в принципе было неважно, как
нумеровать стадии мiрового развития. У них не было столь строгого и
торжественного отношения к символике чисел, как у китайцев или у
Пифагора. Однако сама символика была в принципе той же самой: мiр
делится на три 'этажа' по вертикали - сначала небо, воздух и земля,
потом рай (голока), земля и подземное царство (нарака), - и на
четыре стороны света (они же четыре стихии, четыре времени года и
т.п.).
Отсюда - множество триад и еще больше тетрад ('четвериц'):
Тримурти - троица богов Брахма (творец), Вишну (Сохранитель) и
Шива (Разрушитель), Трикарман - три главные обязанности брахмана
(жертвоприношение, изучение Вед и благотворительность),
Трипитака - три 'корзины', т.е. сборника буддийского канона:
монашеский устав, наставления в вере и религиозная доктрина, и
так далее; четверка дает четверорукость и четвероликость многих
божеств, четыре слоя Вед - Ригведа (веда гимнов), Самаведа (веда
песен), Яджурведа (веда жертвенных стихов) и Атхарваведа (веда
заклинаний), четыре обязанности человека (пурушатхи) - дхарма,
артха, кама и мокша, о которых ниже, и связанные с ними четыре
этапа жизни (ашрамы) - ученик, домохозяин, отшельник и святой,
четыре эпохи-юги, четыре благородных истины буддизма и т.п.
Из них для нас важны в понятийном смысле четыре пурушатхи,
т.к. из них складывается к а р м а.
Прежде всего хотелось бы рассеять одно весьма распространенное
заблуждение. Словом 'карма' у нас сегодня называют все что угодно: и
наследственность, и 'долги', остающиеся нам от прошлых жизней, и
дхарму (роль), и мокшу (служение), и кизмет... Чаще всего именно
кизмет, то есть судьбу, жребий (от араб. късм - жребий), имеющий
значение только для данного воплощения и никак не связанный с
воплощениями прошлыми или будущими.
Между тем карма - это абстрактное философское понятие, к
обыденной жизни приложимое так же мало, как понятие 'материя' - к
столу, за которым мы обедаем. В индуизме это всеобщая причинность,
сходная с европейско-греческим понятием 'телос' (конечная причина),
поэтому обычная причинно-следственная связь, для которой
предполагается необратимость во времени (сначала всегда идет причина,
а потом следствие), в области кармы неприменима.
В буддизме и даосизме это безличный закон мiрового равновесия,
всегда стремящегося к самовосстановлению. Человек может нарушить его
в каком-то месте; мiр от этого не перевернется, а человек, как
говорится, сделает хуже себе же, потому что равновесие будет
стремиться восстановиться, и человек поплатится за его нарушение. (В
мировой мифологии описан один-единственный случай настолько глубокого
нарушения этого равновесия, что мiр в самом деле 'перевернулся', но
это было сделано не человеком).
ДХАРМА (санскр.): долг, закон, порядок жизни. 'Дхарма огня
- гореть, дхарма тигра - быть жестоким...' (Д. Редьяр.
Психология личности). В индийской астрологии домами,
указывающими дхарму человека, счит. I, V и IX.
АРТХА (санскр. 'цель'): общественная деятельность,
направленная на приобретение пользы, богатства. В астрологии
домами а. считаются II, VI и Х. В авестизме - Арта или Аша
(Аша-Вахишта), 'Лучшая Правда', небесный архетип порядка и
гармонии.
КАМА (санскр.): любовь, чувственные влечения и страсти. В
индийской астрол. домами к. считаются III, VII и XI.
МОКША (санскр.): спасение души, освобождение от пут
материального мiра, одна из важнейших сторон жизни человека и
его задач в индийской философии. В инд. астрологии домами мокши
счит. IV, VIII и XII.
Пятерки, семерки и девятки в качестве 'несущих конструкций'
встречаются гораздо реже. Индия вообще больше тяготеет к четным
числам. Очень популярна шестерка и несколько менее - восьмерка. Об
индийской шестерке (гексаграмме) мы уже упоминали в прошлой лекции:
Шива
(разум)