Het Monster

История эзотерических учений от Адама до наших дней

дав поднять меч против завоевателей, которых в

истории Индии хватало. Однако именно эти терпимость и миролюбие,

отказ от меча как средства разрешения философских споров создали

оптимальную среду для ничем не сдерживаемого роста эзотерических,

религиозных и философских идей, нашедших своих почитателей и

продолжателей далеко за пределами Индии - то есть создали то, что

сегодня называется плюрализмом.

Поэтому для самих индийцев в принципе было неважно, как

нумеровать стадии мiрового развития. У них не было столь строгого и

торжественного отношения к символике чисел, как у китайцев или у

Пифагора. Однако сама символика была в принципе той же самой: мiр

делится на три 'этажа' по вертикали - сначала небо, воздух и земля,

потом рай (голока), земля и подземное царство (нарака), - и на

четыре стороны света (они же четыре стихии, четыре времени года и

т.п.).

Отсюда - множество триад и еще больше тетрад ('четвериц'):

Тримурти - троица богов Брахма (творец), Вишну (Сохранитель) и

Шива (Разрушитель), Трикарман - три главные обязанности брахмана

(жертвоприношение, изучение Вед и благотворительность),

Трипитака - три 'корзины', т.е. сборника буддийского канона:

монашеский устав, наставления в вере и религиозная доктрина, и

так далее; четверка дает четверорукость и четвероликость многих

божеств, четыре слоя Вед - Ригведа (веда гимнов), Самаведа (веда

песен), Яджурведа (веда жертвенных стихов) и Атхарваведа (веда

заклинаний), четыре обязанности человека (пурушатхи) - дхарма,

артха, кама и мокша, о которых ниже, и связанные с ними четыре

этапа жизни (ашрамы) - ученик, домохозяин, отшельник и святой,

четыре эпохи-юги, четыре благородных истины буддизма и т.п.

Из них для нас важны в понятийном смысле четыре пурушатхи,

т.к. из них складывается к а р м а.

Прежде всего хотелось бы рассеять одно весьма распространенное

заблуждение. Словом 'карма' у нас сегодня называют все что угодно: и

наследственность, и 'долги', остающиеся нам от прошлых жизней, и

дхарму (роль), и мокшу (служение), и кизмет... Чаще всего именно

кизмет, то есть судьбу, жребий (от араб. късм - жребий), имеющий

значение только для данного воплощения и никак не связанный с

воплощениями прошлыми или будущими.

Между тем карма - это абстрактное философское понятие, к

обыденной жизни приложимое так же мало, как понятие 'материя' - к

столу, за которым мы обедаем. В индуизме это всеобщая причинность,

сходная с европейско-греческим понятием 'телос' (конечная причина),

поэтому обычная причинно-следственная связь, для которой

предполагается необратимость во времени (сначала всегда идет причина,

а потом следствие), в области кармы неприменима.

В буддизме и даосизме это безличный закон мiрового равновесия,

всегда стремящегося к самовосстановлению. Человек может нарушить его

в каком-то месте; мiр от этого не перевернется, а человек, как

говорится, сделает хуже себе же, потому что равновесие будет

стремиться восстановиться, и человек поплатится за его нарушение. (В

мировой мифологии описан один-единственный случай настолько глубокого

нарушения этого равновесия, что мiр в самом деле 'перевернулся', но

это было сделано не человеком).

ДХАРМА (санскр.): долг, закон, порядок жизни. 'Дхарма огня

- гореть, дхарма тигра - быть жестоким...' (Д. Редьяр.

Психология личности). В индийской астрологии домами,

указывающими дхарму человека, счит. I, V и IX.

АРТХА (санскр. 'цель'): общественная деятельность,

направленная на приобретение пользы, богатства. В астрологии

домами а. считаются II, VI и Х. В авестизме - Арта или Аша

(Аша-Вахишта), 'Лучшая Правда', небесный архетип порядка и

гармонии.

КАМА (санскр.): любовь, чувственные влечения и страсти. В

индийской астрол. домами к. считаются III, VII и XI.

МОКША (санскр.): спасение души, освобождение от пут

материального мiра, одна из важнейших сторон жизни человека и

его задач в индийской философии. В инд. астрологии домами мокши

счит. IV, VIII и XII.

Пятерки, семерки и девятки в качестве 'несущих конструкций'

встречаются гораздо реже. Индия вообще больше тяготеет к четным

числам. Очень популярна шестерка и несколько менее - восьмерка. Об

индийской шестерке (гексаграмме) мы уже упоминали в прошлой лекции:

Шива

(разум)