вариантов лежит одно и то
же представление о мiре, сложившееся еще на рубеже эр Тельца и Овна и
настолько совершенное и самодостаточное, что любые последующие
принципиальные новации, зарождались ли они внутри индийской культуры,
как буддизм, или привносились извне, как христианство, просто
отторгались потом как лишнее или 'переваривались', будучи разжалованы
в рядовые, мелкие частности единого и неделимого учения.
Вкратце история развития этого учения или, точнее, мышления
такова. Свое начало оно берет в эре Тельца - это уже известный нам
постулат 'мiр совершенен и менять его незачем', - однако свои
теперешние формы оно приняло лишь в начале эры Овна, после вторжения
индо-арийцев ('белые вытесняют черных', вспомните теорию Семи рас).
Тяготы этой эпохи завоеваний добавили к названному постулату вторую
часть: 'Человек несовершенен и обязан меняться'. В этом духе и были
составлены первые 'черновики' Вед. Конец эры Овна, эпоха
окончательного оформления священных книг и зарождения учения о
Спасении (VI-III в. до н.э.) под влиянием наступающей эры Рыб
прибавило к этой формуле третью часть: 'Изменение - залог Спасения'.
Таким образом, самое позднее к III в. до н.э. это мiровоззрение
сформировалось окончательно и далее обжалованию не подлежало, ибо эта
формула оказалась настолько всеобъемлющей, что все более юные учения
(зороастризм, буддизм, христианство, мусульманство и пр.) либо
накрывались и далеко перекрывались ею как огромной шапкой, либо
отвергались как глупые и примитивные (если они, например, предлагали
изменить не человека, а мiр и его устройство). Эзотерический смысл
этой формулы очевиден и не требует комментариев.
Следует надеяться, что в период перехода от эры Рыб к эре
Водолея к этой формуле будет добавлена четвертая часть, отвечающая
духу новейшего времени.
Еще раз подчеркиваю, что я имею в виду здесь лишь эзотерическую,
т.е. высшую, способную к самым высоким обобщениям часть общественного
и индивидуального сознания: стоит опуститься хоть на ступеньку ниже,
на уровень 'просто' философии или религии, как тут же начинаются
споры и противоречия: существует мiр или это только иллюзия, какой
бог главнее и т.п. Однако именно всепроникающий эзотеризм индийских
религий и философий позволяет снять эти противоречия, благодаря чему
защитники самых полярных точек зрения никогда не опускались до
выяснения отношений с мечом в руках, а признавали друг за другом
право облекать общее мiровоззрение в любые частные формы. Этого-то и
не могли понять многие западные исследователи индийской культуры
(см., напр.: Чаттопадхьяя Д. История индийской философии. М.,
'Прогресс', 1966).
В чем же заключается концепция индийского эзотеризма, если
эту формулу развернуть?
О космогонии древних народов вообще и индийцев в частности мы
уже говорили. 'Вначале не было ничего', то есть хаос. Потом в этом
хаосе начала складываться некая структура, из которой возникло
Мiровое Яйцо - зародыш Вселенной (Мифы Древней Индии. Лит. изложение
В.Г. Эрмана и Э.Н. Темкина. М., 'Наука', 1975). Если подойти к этому
с нумерологической точки зрения (тем более, что 'арабские' цифры,
которыми мы пользуемся, имеют на самом деле индийское происхождение),
то хаос очевидно соответствует 'нулю'.
Однако что следует считать единицей - Мiровое Яйцо? Но оно уже
двоично, ибо в нем присутствуют центр и периферия, 'желток' и
'белок'. Однако яйцо - еще не Вселенная, ибо оно безжизненно, пока не
оплодотворено. А оплодотворение - это опять-таки единица, вспомните
живописный миф о лингаме Шивы, возмущающем мiровые воды. Может быть,
проще предположить, что нуль (хаос) также имеет какие-то свои,
'нулевые' стадии развития?
Мысль о том, что яйцо напоминает маленькую модель Солнечной
системы, пришла людям в голову еще в глубокой древности.
Исследуя яйцо, они делали выводы о строении Солнечной системы, и
эти выводы были правильны. Но мы с вами уже знаем, что связь
между обеими структурами - не причинно-следственная (то есть
нельзя сказать, что одно является причиной другого), а
телеологическая: в нашей Вселенной все устроено по одним
законам (т.е. эти явления имеют одну причину).
Эта простая и опять-таки всеобъемлющая картина сотворения мiра
очень понравилась европейцам в конце XIX века, после 'открытия Индии'
англичанами. Давно надоевший вопрос: 'как понимать утверждение о
шести днях творения' показалась вполне разрешимой. Е.П. Блаватская
подробно