плюс осознание дхармы
как телеологического закона (цели) своего существования - это
четвертая ступень, называющаяся у Судзуки 'покорность дхарме'.
Дайсэцу Судзуки (1870-1966), японец, крупнейший теоретик
дзен-буддизма. Он читал лекции в университетах Европы и Америки,
написал более 90 книг. Именно благодаря ему западные эзотерики -
те, кто дал себе этот труд, конечно, - смогли приблизиться к
пониманию дзен-буддизма. Его книги теперь издаются и у нас
(Судзуки Д. Основы дзэн-буддизма. Бишкек, 'Одиссей', 1993, или:
Наука Дзен. Киев, 1992).
Иногда говорят: дзен - это тайное учение, преподанное Буддой
Гаутамой лишь ближайшим из своих учеников. На самом деле в нем нет
ничего тайного, это всего лишь естественный взгляд на мiр. Тот самый
взгляд, о котором мы говорим все время, причем в своем самом простом
и чистом виде. Как говорил один из учителей дзен, цитируемый у
Судзуки: 'Учение всех Будд заключено с самого начала в нашем
собственном разуме'.
Он предполагает главным образом работу духа, и даже не работу, а
равновесие духа, не нарушаемое никакими внешними факторами. Медитация
и прочие упражнения нужны лишь начинающим, чтобы приучить свой ум к
абстрагированию от всяческих помех. Как правило, людям в возрасте до
30 лет, до завершения цикла Сатурна, означающего некую новую ступень
познания, такое умение абстрагироваться дается трудно: слишком много
соблазнов. Зато потом оно часто приходит само, даже не обязательно
под знаком буддизма.
Ламаизм
В конце XIV - начале XV в. тибетский монах и философ Цзонхава
решил реформировать существовавшую с XI в. буддийскую секту кадампа,
желая вернуться к 'первоначальному' учению, как он сам понимал его, а
также поднять авторитет монахов (лам). Теория ламаизма излагается в
108-томном собрании, именуемом 'Ганджур'.
Ламаизм как тибетская форма буддизма уделяет гораздо большее
внимание внешним, второстепенным атрибутам учения. Идея в ее чистом
виде показалась ламаистам, как и даосистам, слишком простой, ибо для
ее осознания требуется не только время-возраст, но и время-досуг.
Много ли досуга у пастухов Тибета и Монголии?
Отсюда, во-первых, усиление жречества как особой группы людей,
отвечающих за Спасение самих себя и других.
Отсюда и 'наследственность' сана великого ламы - наверняка
многие из вас читали откровения изгнанного далай-ламы Ловсанга
Рампо (Третий глаз. Л., 1991), и тщательнейшая разработка
медитативных упражнений всякого рода - достижение кататонии,
левитация, путешествия духа, и чрезвычайно детализованная
астрология, учитывающая гораздо больше факторов, чем, например,
китайская или даже индийская; это, наконец, знаменитая тибетская
медицина, разработанности которой могут позавидовать современные
врачи - вспомните книги Бадмаева и Позднеева, трактат Чжуд Ши и
др., включающие богатейшую номенклатуру лекарственных растений,
пульсовую диагностику, учет астрологических параметров карты
рождения и текущей ситуации. Однако все это преподают лишь
монахам.
Махаянский буддизм, даже дзен-буддизм в Китае и Японии
предполагает прежде всего открытость этого пути, его доступность всем
и каждому, кто даст себе труд на него вступить. На Тибете же буддизм
скорее хинаянского толка, оставляющий эту возможность лишь
посвященным. Кроме того, ламаизм, хотя и восходит к буддизму, вырос
на почве древних местных религий, начиная от анимализма с тотемизмом
у совсем диких народов и кончая знаменитой религией бон, она же
бон-по.
Само слово происх. от глагола 'bod pa, озн. 'вызывать
богов, призывать духов'. Это добуддистский анимистический культ
божеств, духов и сил природы.
Таким образом, если буддизм в целом и дзен-буддизм в особенности
предполагают максимальное обобщение, то есть имеют характер
эзотерической философии в ее современном понимании, то тибетский
буддизм (ламаизм) есть частное, специальное учение главным образом
прикладного, то есть магического характера. Однако о магии речь у нас
пойдет позже.
Het Monster. История эзотерических учений.
Лекция 5. Индия и Персия.
Индия
При всем богатстве и разнообразии философских систем, школ,
учений, традиций и направлений, существующих в Индии, при всей
многочисленности ее языков, каст, религий и сект мы все-таки можем
говорить о феномене индийского или даже индо-иранского мышления,
потому что в основе всех вышеперечисленных