он не
сможет познать все остальное. А познание самого себя, как
известно, не только древнейшая, но и труднейшая из задач,
когда-либо ставившихся человеком, недаром на храме Аполлона в
Дельфах было написано: Gnwri se auton - 'Познай самого себя'.
Это название окончательно прижилось после Второй мировой войны
на Западе как термин, призванный заменить два аналогичных и, в
общем-то, синонимических термина, значение которых к тому времени
изменилось: ГЕРМЕТИЗМ и ОККУЛЬТИЗМ.
Если не придираться к частностям, то все три термина обозначают
одно и то же: в философском плане - определенный взгляд на мiр,
предполагающий, что непознанное и даже признанное непознаваемым
требует столь же уважительного отношения и строго научного подхода,
как уже познанное или признанное познаваемым, в практическом же плане
- совокупность дисциплин, изучающих законы, общие для того и другого.
В чем же между ними разница?
Слово ГЕРМЕТИЗМ так же, как и слово ЭЗОТЕРИЗМ, придумано греками
в эпоху эллинизма или чуть раньше: Геродот (484-425 до н.э.)
рассказывает о египетских жрецах, обладающих тайным знанием и
возводящих это знание к некоему Гермесу Трисмегисту, от имени
которого и образовано слово.
От того же слова, точнее, от имени, происходит и понятие
'герменевтика' - искусство толкования священных текстов,
получившее в православной практике название 'экзегетика'
(толкование Священного Писания), а также всем известное слово
'герметический' в смысле 'плотно закрытый'.
Древние и даже эллинистические греки, проникая в чужие страны,
не утруждали себя герменевтикой, то есть не вникали в подробности
местного пантеона. Они просто подгоняли местных богов под своих
собственных - главным образом по функциям, хотя эти функции у
греческих богов со временем тоже менялись.
Представьте себе картину: во времена Александра
Македонского ученый грек приезжает в Египет. Его подводят к
святилищу бога Тота (так он может выговорить это имя).
- Как зовут этого вашего бога? 'Толкователь'? Он дал людям
письмо, число и умение обвешивать? Значит, это Гермес!
У египтян этот бог назывался Дхути (Тот), и центром
его культа был город Хмун на юге Египта, который греки
называли Гермополем. Этот бог был лунным божеством,
изображавшимся с двумя рогами: рога служили символом
мудрости и учительства. Позже это проявилось в (арабском)
наименовании Александра Великого: Зу-ль Карнейн (Двурогий).
Рога (в виде лучей света) как символ мудрости украшают
также изображения пророка Моисея и некоторых других великих
реформаторов.
На самом же деле, очевидно, Тот был первоначально не
богом, а жрецом храма древнего лунного бога с тем же именем
(Тот, Дхути) в этом городе, ученым. История вообще пишется
ретроспективно, и чем дальше от описываемых событий, тем
она выглядит значительнее и красивее.
В конце концов его обожествили - сначала египтяне,
потом греки. Но, в отличие от собственного бога Гермеса -
древнего аккадского божества, олицетворявшего силы природы,
- греки назвали египетского Гермеса 'Трижды великим'
(Трисмегистом).
На рубеже древности и эллинизма сложились и герметические науки,
изучающие явления одних планов (уровней) бытия по их проявлениям на
других согласно принципу подобия. Этот принцип, иначе называемый
законом подобия (или аналогии, симпатии), был, по преданию, открыт
самим Гермесом Трисмегистом и выражен в знаменитой формуле: 'То, что
внизу, подобно тому, что наверху'.
Эпоха эллинизма вообще представляет собой своего рода водораздел
между древним и новым мiром. Почему - это мы после рассмотрим. Когда
это было - считайте от Александра Македонского: 333 год до н.э., drei
- drei - drei, bei Issos Keilerei, как заучивали немецкие гимназисты,
победа при Иссе.
Те, кто жили до этой эпохи, представляются нам людьми
довольно дикими или по меньшей мере странными. Чтобы в этом
убедиться, достаточно попробовать почитать книги Ветхого Завета,
написанные до эпохи Александра или, если уж быть точным, до
Ездры и его ученика Неемии (V в. до н.э.). Современный человек
не понимает той логики, которой руководствовались авторы этих
книг и их герои. Как сказал однажды