разместив 'землю' в середине:
Это - т.н. 'Светлый престол' (Мин
Тан), основная классификационная
+-----------+ схема. Если учесть и промежуточные
| | S | | 'румбы' (SW, NW и т.д.), то получится
|---+---+---| полный или девятичленный Мин Тан,
| O | M | W | магический квадрат 3 х 3, эннеаграмма.
|---+---+---| Недаром говорят: 'посредством троек
| | N | | упорядочивают пятерки'. Так выглядит,
+-----------+ кстати, и натальная карта в китайской
астрологии.
Ту же схему можно изобразить и в виде пентаграммы:
красный ОГОНЬ Марс
юг
сердце - тонкий к.
(три обог. - перикард)
/
синий ДЕРЕВО Юпитер _ _ _ _ желтый ЗЕМЛЯ Сатурн
восток . . середина
печень - желчный п. . желудок - селезенка
. .
черный ВОДА Меркурий белый МЕТАЛЛ Венера
север запад
почки - мочевой п. легкие - толстый к.
Отсюда - 'Пять кладовых тела' или 'Пять плотных органов' (Чжан):
печень, сердце, селезенка, легкие и почки. И вообще много вещей и
понятий, группируемых в пятерицы, включая Уцзин, знаменитое
конфуцианское Пятикнижие (Шуцзин, Шицзин, Ицзин, Лицзи и Чуньцю).
По мнению буддистов, человеческий организм состоит из пяти
веществ: сосуды, кости, мясо (мышцы), кожа и кровь. Скелет тоже
состоит из пяти основных частей: череп, позвоночник, лопатки,
ребра и трубчатые кости в конечностях (тазовые кости
воспринимаются как видоизмененные лопатки). Заметим далее, что
на руках и ногах - по пять пальцев. Позвоночник также делится на
пять отделов - шейный, грудной, спинной, поясничный и
тазобедренный. Главных органов чувств - пять: зрение, слух,
обоняние, вкус, осязание. Человек выделяет пять жидкостей:
слизь, слюну, пот, мочу, слезы. Он потребляет пять веществ
окружающей среды: воздух, воду, минералы, мясо, растения.
Плод в утробе на пятый месяц начинает шевелиться, на
десятый - родится. Если человек заболевает, ему сопутствуют пять
звуков: кашель, чихание, зевота, отрыжка, икота. Кашель -
признак деятельности легких, чихание - носа, икота - горла,
зевота - нервов, отрыжка - желудка.
Если европейские астрологи выделяют четыре темперамента, то
буддисты - пять: 1. холерик (импульсивный тип), 2. сангвиник
(эмоциональный), 3. флегматик (жесткий, твердый), 4. меланхолик
(тихий), 5. промежуточный или спокойный.
Однако каждая из стихий существует как бы в двух вариантах -
сильном и слабом, мужском и женском: ян и инь. Всего получается
десять - Десять небесных стволов (Тянь Гань) или статических знаков,
основа китайского календаря и астрологии, и Десять главных органов -
к Пяти плотным прибавляется Пять полых органов (Фу) - желчный пузырь,
тонкий кишечник, желудок, толстый кишечник и мочевой пузырь. Так
получаются Десять основных меридианов человеческого тела, основа
китайской медицины.
Шесть и двенадцать
Упорядочим эти две пятерки. Недаром сказано 'единица больше
пяти' (Мо-цзы): единица - это рука, точнее, кисть руки, 'обобщающая'
пять пальцев. Десять пальцев - это две руки, десять плюс два дает
двенадцать.
Можно подойти к этому и с другой стороны. (Недаром понятие 'дао'
тоже имеет две стороны: это ведь не только дорога, но и процесс
движения). Где пять, там и шесть: китайцы не отрицали наличие стихии
воздуха. Воздухом дышит человек и все живое; воздух - это
олицетворение жизненной энергии 'ци' (в разных источниках ее еще
называют 'чи' или 'ки' - ср. гимнастика Ци-гун, терапия Ре-ки и
т.д.).
Правда, китайцы не включали 'ци' в число обычных стихий,
считая, что она больше, чем стихия, ибо пронизывает все мiроздание.
Однако все же учитывали в своих схемах, помещая человека как символ
'ци' в середину пентаграммы и получая, таким образом, уже
шестичленную схему. Но каждый член этой схемы имеет две формы - ян и
инь, следовательно, в сумме опять-таки получается двенадцать.
На Тибете пошли еще дальше, включив воздух ('ци')
непосредственно в число