Het Monster

История эзотерических учений от Адама до наших дней

разместив 'землю' в середине:

Это - т.н. 'Светлый престол' (Мин

Тан), основная классификационная

+-----------+ схема. Если учесть и промежуточные

| | S | | 'румбы' (SW, NW и т.д.), то получится

|---+---+---| полный или девятичленный Мин Тан,

| O | M | W | магический квадрат 3 х 3, эннеаграмма.

|---+---+---| Недаром говорят: 'посредством троек

| | N | | упорядочивают пятерки'. Так выглядит,

+-----------+ кстати, и натальная карта в китайской

астрологии.

Ту же схему можно изобразить и в виде пентаграммы:

красный ОГОНЬ Марс

юг

сердце - тонкий к.

(три обог. - перикард)

/

синий ДЕРЕВО Юпитер _ _ _ _ желтый ЗЕМЛЯ Сатурн

восток . . середина

печень - желчный п. . желудок - селезенка

. .

черный ВОДА Меркурий белый МЕТАЛЛ Венера

север запад

почки - мочевой п. легкие - толстый к.

Отсюда - 'Пять кладовых тела' или 'Пять плотных органов' (Чжан):

печень, сердце, селезенка, легкие и почки. И вообще много вещей и

понятий, группируемых в пятерицы, включая Уцзин, знаменитое

конфуцианское Пятикнижие (Шуцзин, Шицзин, Ицзин, Лицзи и Чуньцю).

По мнению буддистов, человеческий организм состоит из пяти

веществ: сосуды, кости, мясо (мышцы), кожа и кровь. Скелет тоже

состоит из пяти основных частей: череп, позвоночник, лопатки,

ребра и трубчатые кости в конечностях (тазовые кости

воспринимаются как видоизмененные лопатки). Заметим далее, что

на руках и ногах - по пять пальцев. Позвоночник также делится на

пять отделов - шейный, грудной, спинной, поясничный и

тазобедренный. Главных органов чувств - пять: зрение, слух,

обоняние, вкус, осязание. Человек выделяет пять жидкостей:

слизь, слюну, пот, мочу, слезы. Он потребляет пять веществ

окружающей среды: воздух, воду, минералы, мясо, растения.

Плод в утробе на пятый месяц начинает шевелиться, на

десятый - родится. Если человек заболевает, ему сопутствуют пять

звуков: кашель, чихание, зевота, отрыжка, икота. Кашель -

признак деятельности легких, чихание - носа, икота - горла,

зевота - нервов, отрыжка - желудка.

Если европейские астрологи выделяют четыре темперамента, то

буддисты - пять: 1. холерик (импульсивный тип), 2. сангвиник

(эмоциональный), 3. флегматик (жесткий, твердый), 4. меланхолик

(тихий), 5. промежуточный или спокойный.

Однако каждая из стихий существует как бы в двух вариантах -

сильном и слабом, мужском и женском: ян и инь. Всего получается

десять - Десять небесных стволов (Тянь Гань) или статических знаков,

основа китайского календаря и астрологии, и Десять главных органов -

к Пяти плотным прибавляется Пять полых органов (Фу) - желчный пузырь,

тонкий кишечник, желудок, толстый кишечник и мочевой пузырь. Так

получаются Десять основных меридианов человеческого тела, основа

китайской медицины.

Шесть и двенадцать

Упорядочим эти две пятерки. Недаром сказано 'единица больше

пяти' (Мо-цзы): единица - это рука, точнее, кисть руки, 'обобщающая'

пять пальцев. Десять пальцев - это две руки, десять плюс два дает

двенадцать.

Можно подойти к этому и с другой стороны. (Недаром понятие 'дао'

тоже имеет две стороны: это ведь не только дорога, но и процесс

движения). Где пять, там и шесть: китайцы не отрицали наличие стихии

воздуха. Воздухом дышит человек и все живое; воздух - это

олицетворение жизненной энергии 'ци' (в разных источниках ее еще

называют 'чи' или 'ки' - ср. гимнастика Ци-гун, терапия Ре-ки и

т.д.).

Правда, китайцы не включали 'ци' в число обычных стихий,

считая, что она больше, чем стихия, ибо пронизывает все мiроздание.

Однако все же учитывали в своих схемах, помещая человека как символ

'ци' в середину пентаграммы и получая, таким образом, уже

шестичленную схему. Но каждый член этой схемы имеет две формы - ян и

инь, следовательно, в сумме опять-таки получается двенадцать.

На Тибете пошли еще дальше, включив воздух ('ци')

непосредственно в число