богов разного ранга, а под
ним - Преисподняя, царство могущественного Янь-вана, начальника над
целой армией чиновников и судей, разбирающих 'дела' вновь прибывающих
душ.
Правда, в более ранние времена Царство мертвых у китайцев тоже
помещалось на поверхности Земли, где-то далеко на севере. Но
трехчленная схема деления мiра по вертикали сохранялась: между Небом
и Землей находился Человек. В этом легко узнать уже известную нам
схему 'пирамиды', общую для всех древних культур: три 'этажа' по
вертикали, четыре стороны света по горизонтали.
Однако представление о 'срединном' положении своего
царства заставило китайцев не только внести пятый член (середину) в
представление о горизонтальном устройстве мiра, но и позволило им
настолько широко развить и модифицировать эту схему, что она стала
основой методологии познания, обусловив в конечном итоге то
своеобразие китайского мышления, которое и делает его для нас,
европейцев, по меньшей мере малопонятным, если не сказать совсем
непонятным. В сущности, подлинное изучение (и осознание!) Западом
китайской модели мiра началось только в ХХ веке, да и то постепенно,
по кусочкам, из которых лишь редко удается сложить единое целое.
Недаром Артем Игоревич Кобзев пишет, что именно 'учение о
символах и числах' (нумерология), легшее в основу китайского
мiровоззрения, как наиболее естественное, то есть наиболее
соответствующее структуре человеческого сознания, и помогло этому
мiровоззрению сохранить свои основные черты на протяжении тысячелетий
(!), тогда как в Европе за это время их сменились десятки, если не
сотни.
Вообще книга Кобзева (Учение о символах и числах в
китайской классической философии. М., 'Вост. лит.', 1994)
представляет собой очень подробный и точный источник информации
о китайской модели мiра. В сокращенном виде эта информация
изложена в его же статье 'Особенности философской и научной
методологии в традиционном Китае', напечатанной в сб.: Этика и
ритуал в традиционном Китае, М., 'Наука', 1988.
В определенной мере это связано, конечно, и с особенностями
китайского языка, ведь язык - основа мышления. Так, в китайском языке
нет глагола-связки 'быть', как в большинстве европейских.
Даже в русском она еще присутствует, хотя и в усеченном
виде: в настоящем времени мы уже не говорим 'аз есмь', как
говорили древние русичи или как сейчас поляки - jestem
poliacem, и в прошедшем времени она тоже потерялась: мы говорим
'я бегал', а не 'я беше сум бегал', как сербы. Однако подобное
развитие русского языка в сочетании с представлением о роли
России-Водолея в наступающей эре Водолея вселяет надежду, что
именно мы сможем лучше или по крайней мере скорее понять Китай,
чем жители Запада.
Поэтому вопросы, столь занимавшие и продолжающие занимать
носителей европейских языков - эссенция и экзистенция, бытие и
инобытие, единосущность и подобосущность, то есть терминов,
образованных в европейских языках путем субстантивации разл. форм
глагола 'быть', - в китайской философии даже не ставились. Китайцы, а
вслед за ними жители остальных стран ареала различали лишь
существование и отсутствие такового. Если вещь существует, ее можно
выразить словами. Если она не существует, она невыразима. А
невыразимое можно выразить лишь путем умолчания... Вот истоки
'культуры тишины' у японцев.
Пятерка и десятка
Но вернемся к модели мiра. 'От Истины рожден Один, от Одного
родились Два, из Двух образовались Три, из Трех - все множество
вещей', как сказано в книге 'Дао Дэ Цзин'. Два и три в сумме дают
пять - пять сторон света: восток, юг, запад, север и середина.
Соответственно этому распределяются стихии или первоэлементы природы:
восток - дерево - синий (зеленый) - Юпитер
юг - огонь - красный - Марс
середина - земля - желтый - Сатурн
запад - металл - белый - Венера
север - вода - черный - Меркурий
Причем это - именно эзотерический порядок перечисления стихий:
таков он и в календаре, и в разного рода философских экспозициях. Для
объяснения явлений природы и процессов, происходящих в обществе,
применялся другой порядок: земля, вода, огонь, металл, дерево.
Со сторонами света связываются определенные цвета, а также
планеты Солнечной системы. Их можно изобразить в виде обычной 'розы
ветров',