это деньги. Мiр устроен
хорошо и логично, и менять его незачем.
Такой взгляд на мiр прост и удобен. Не удивительно, что многие
традиционные культуры и в наши дни сохранили признаки 'тельцовости' -
во-первых, это Индия и Китай, хотя речь идет, разумеется, не обо всей
стране в целом, а лишь о нескольких конфессиональных или этнических
группах. Во-вторых, некоторые африканские народы - бенинцы, ашанти, -
и ряд других. Но большинство культур пошло дальше и перешло к эре
Овна, ознаменовавшей новую фазу развития человеческого сознания, как
общественного, так и индивидуального.
Подводя итоги, можно сказать, что избранная нами хронология
позволяет упорядочить многое в человеческой истории, не поддающееся
систематизации с помощью других календарей и хронологий. Однако
прецессионная хронология - не единственный способ эзотерического
членения истории. Существуют и более крупные, и более мелкие
деления, например, пятисотлетние циклы, с которыми нам еще придется
столкнуться. Прецессионная же хронология позволяет более или менее
точно проанализировать период на десять тысяч лет в ту или другую
сторону, считая от сегодняшнего дня, а больше нам в данном случае и
не надо.
Ранние эпохи
Еще одной иллюстрацией действенности прецессионной хронологии
может служить старинная традиция присвоения архетипам планет
определенных металлов или, если брать шире, определенных элементов
Периодической таблицы Менделеева. Как известно, металлом Венеры, а
тем самым и Тельца, считается медь. IV тысячелетие до нашей эры -
начало века меди и бронзы. Металлом Марса, а тем самым и Овна
считается железо: начало эры Овна (II тысячелетие до н.э.) совпадает
с началом 'железного века'.
Соответственно этому предыдущая эра Близнецов, управитель
Меркурий (VI - V тысячелетие до н.э.), должна была бы соответствовать
ртути. Однако из ртути нельзя приготовить ни украшений, ни оружия.
Как же быть? Ответ дает алхимия: 'ртуть - мать камней', считали
древние. 'Отцом' камней, кстати, считали серу. А что такое соединение
ртути и серы? Киноварь, минерал красного цвета, красная краска, очень
удобная для того, чтобы рисовать на стенах пещеры и наносить на лицо
и грудь 'боевую раскраску', а позже - важнейшее магическое вещество
алхимических опытов.
Эра Близнецов - это конец каменного века, родоплеменной строй,
поклонение предкам и духам окружающей среды: гор, воды, леса. В этот
период преобладало как раз логическое мышление: люди пытались дойти
до причин всего происходящего путем рассуждения. Они, естественно,
ощущали присутствие мiра невидимого, но их запас знаний был слишком
мал. Поэтому у них возникали малые (локальные) космогонические мифы,
у каждого племени разные, хотя и имевшие сходную структуру.
Подобную мифологию описывает Даниэль Дефо в диалоге
Робинзона и Пятницы. Робинзон спросил у Пятницы: 'Кто сделал
море и землю, по которой мы ходим, кто сделал горы и леса? Он
отвечал: 'старик по имени Бенамуки, который живет
высоко-высоко'. Он ничего не мог сказать мне об этой важной
особе, кроме того, что он очень стар, гораздо старше моря и
земли, старше луны и звезд'.
Наш иудеохристианский ареал не сохранил подобных мифов, но они
еще сохраняются в вымирающих культурах, затерянных на периферии
современных технологических цивилизаций, начиная от аборигенов
Австралии и кончая племенем яномами, открытым недавно Виталием
Сундаковым в дебрях Амазонки (см., напр., 'Комсомольская правда',
субботний выпуск от 22 июля 1994 г.).
Эти мифы включают, как правило, одного Бога-Творца - вспомните
'Владыку Жизни' Гитчи Манито из 'Песни о Гайавате' или 'Жизнетворца'
Киянгныка из преданий азиатских эскимосов, - но это не единобожие
позднейшего времени, а более примитивное персонифицированное
представление о начале всего сущего.
Свою собственную генеалогию люди 'близнецовых культур' возводят
непосредственно к этому Богу-Творцу или в крайнем случае к созданным
им животным: люди Рода Куницы, люди Рода Лебедя... Жрецов у них не
было, были шаманы, но их роль была ограничена, потому что вступить в
контакт с мiром невидимым мог каждый. (Шаманизм, как видим, явление
достаточно древнее.) Каждый охотник мог начертить киноварью на
бересте или на стене пещеры изображение буйвола и попросить его стать
добычей. Каждый мог начертить изображение врага и проткнуть его
стрелой, или слепить из глины фигурку любимой девушки и обмазать ее
жиром, чтобы вызвать ее благосклонность.