Пауло Коэльо
Дьявол и сеньорита Прим
— Что вдохновило вас на книгу «Дьявол и сеньорита Прим»?
— Я думаю, мы всегда задаем себе вопросы вроде: «Добры мы или злы? Что делать с таким противоречием?»
Главная задача этой книги состояла в том, чтобы показать, что, как бы ни были сильны эти внутренние конфликты, мы способны их преодолеть.
Мы можем сделать шаг к лучшему образу жизни — в том смысле, что более разумно, более практично быть добрым, чем злым.
— Эта книга — о битве между добром и злом. Думаете ли вы, что эта борьба происходит в каждом из нас?
— Мы — что-то вроде поля боя между ангелами и демонами. В нас действительно есть части, которых мы не можем до конца объяснить — например, недобрые мысли, — но мы способны контролировать их и выбирать в себе наилучшее. Именно так поступает героиня этой книги — Шанталь.
— Не расскажете ли вы о творческом процессе? Как вы пишете свои книги?
— Я пишу всего по одной книге в два года, потому что, прежде чем сесть и написать книгу, я позволяю ей созреть в своем сознании.
Поэтому, даже сейчас, беседуя с вами, я чувствую, как что-то происходит в моей голове, очень глубоко в подсознании, что-то зреет в моей душе.
Это очень весело — с одной стороны, вам нужны крылья для свободного полёта, а с другой — корни. Нужно помнить о своём происхождении.
Поэтому, когда я собираюсь сесть и написать книгу, не знаю почему, но я должен вернуться в Бразилию и вновь соприкоснуться с бразильским образом жизни и с этим народом, владеющим невыразимой способностью не отделять реальность от вымысла — это магия в материальном мире — они смешали всё.
Для того чтобы написать книгу, мне необходима именно эта атмосфера.
От автора
Самая первая история о Разделении появилась в древней Персии. Она гласит, что бог времени, сотворив Вселенную, увидел: несмотря на царящую вокруг гармонию, не хватает чего-то очень важного — не хватает спутника, вместе с которым можно было бы наслаждаться всей этой красотой.
Тысячу лет бог молится о рождении сына. История умалчивает о том, к кому же мог обратиться всемогущий, единственный и верховный повелитель всего сущего. Тем не менее, он молится, и вот, в конце концов, молитва его услышана.
Однако, осознав, что скоро получит желаемое, бог времени раскаивается в содеянном, ибо понимает, что нарушится очень шаткое равновесие.
Но слишком поздно — дитя, которое он выносил во чреве, уже на пути в этот мир. Только и удаётся богу слёзными мольбами добиться того, чтобы оно разделилось надвое.
Если верить этой легенде, рождаются у бога времени близнецы: во исполнение молитвы его — Добро (Ормузд), а в результате раскаяния — Зло (Ариман).
Встревоженный бог делает всё возможное, чтобы первым из чрева вышел Ормузд, который, удерживая и обуздывая Аримана, не даст брату натворить бед во Вселенной.
Однако, Зло, как известно, проворно и хитро, а потому в самую минуту родов ему удаётся опередить Ормузда и первым увидеть свет звезд.
Опечаленный бог времени принимает решение дать Ормузду союзников — и создаёт он род людской, который будет биться рядом с ним, чтобы не дать Злу — Ариману возобладать и взять власть над миром.
По персидской легенде, род людской сотворён, как союзник Добра и, в соответствии с традицией, в конце концов, одержит победу.
Но, много столетий спустя, появляется другая легенда, и из неё мы узнаём противоположную версию — человек есть орудие Зла.
Полагаю, большинство читателей знает, о чём идет речь: в райском саду, наслаждаясь всем, что только можно себе вообразить, живут мужчина и женщина.
Для них существует один-единственный запрет: эта супружеская чета ни в коем случае не должна познать, что такое Добро и Зло. Господь-Вседержитель говорит им: «От дерева познания добра и зла не ешь...» (Книга Бытия, 2:17).
Но вот, в один прекрасный день, появляется змей, который ручается честным словом, что это познание — гораздо важнее самого рая, а потому супругам необходимо им обладать.
Женщина поначалу отказывается, говоря, что Бог пригрозил им за ослушание смертью, однако, змей обещает, что нечего подобного не случится. Совсем наоборот — в тот день, когда они познают Добро и Зло, они станут богоравными.