притягивает к себе людей, у каждого из которых — свои надежды, свои мечты, свои трудности. Однажды кто-то решился, отважился найти воду, и вода появилась, и все стали собираться вокруг неё.
Просто я думаю, что когда мы смело ищем любовь — любовь обнаруживается, а мы притягиваем к себе новую и новую любовь. Если тебя любит один человек, значит, любят все. А если ты одинок — значит, станешь ещё более одиноким. Так вот забавно устроена жизнь.
— Вы не слыхали про книгу под названием И Цзин? — спросила я.
— Нет, никогда.
— Там говорится, что можно изменить город, но нельзя перенести в другое место колодец. Влюблённые встречаются, утоляют свою жажду, строят свои дома, растят детей — и всё это вокруг него. Но если один из влюбленных захочет уйти, колодец не сможет последовать за ним. Оставленный колодец останется на том же месте, он, хоть и заброшен, будет полон чистой водой прежнего.
— Такие речи больше подходят старухе, на долю которой выпало много страданий, а не молоденькой женщине, — сказала она.
— Нет. Я всегда боялась. Я никогда не рыла колодцев. Сейчас я это делаю впервые и не хочу позабыть о том, как это рискованно.
Тут я что-то нащупала в кармане и, поняв, что это, похолодела. Отставила чашку с кофе. Ключ. Он дал мне ключ.
— В вашем городке жила одна женщина, перед смертью завещавшая всё своё имущество семинарии в Тарбесе, — сказала я. — Вы знаете, где её дом?
Хозяйка открыла дверь и показала на один из средневековых домиков на площади.
— Вот он. Два священника провели там почти два месяца. И... — она запнулась, с сомнением глядя на меня, но потом договорила: — И один из них очень похож на вашего мужа.
— Это он и есть, — уже с порога сказала я, очень довольная тем, что позволила эту шалость ребёнку, живущему у меня в душе.
Я остановилась перед домом, не зная, что делать. Всё тонуло в густом тумане, и мне казалось: я во сне, где бродящие в каком-то пепельном пространстве странные фигуры влекут меня в ещё более странные места.
Мои пальцы нервно ощупывали ключ. Когда всё вокруг затянуто такой пеленой, горы из окна не разглядишь. В доме, должно быть, темно — солнца-то нет, и шторы задернуты. В доме, должно быть, печально — ведь его нет рядом.
Взглянула на часы. Девять. Надо заняться чем-нибудь, что могло бы скрасить мне ожидание. А ждать придётся долго. Ждать. Это был первый урок, преподанный мне любовью.
День еле тянется, мы строим тысячи планов, ведем тысячи воображаемых разговоров, даём себе обещания в таких-то и таких-то обстоятельствах вести себя совсем по-другому — а сами места себе не находим, ждём не дождемся, когда же придёт наш возлюбленный.
А придёт — не знаем, что сказать. Многочасовое ожидание переходит в напряжение, напряжение сменяется страхом, а страх заставляет стыдиться нежности.
«Не знаю, должна ли я войти». Мне припомнился вчерашний разговор — этот дом был символом мечты и её воплощением. Но ведь нельзя же целый день торчать у крыльца. Набравшись храбрости, я вытащила из кармана ключ, подошла к дверям.
— Пилар! — донесся из тумана голос с сильным французским акцентом.
Я скорее удивилась, чем испугалась. Это мог быть хозяин нашей квартиры — но я, вроде бы, не говорила ему, как меня зовут.
— Пилар! — голос приблизился.
Я оглядела площадь, затянутую туманной пеленой, и увидела — на меня быстро надвигается чей-то силуэт. Кошмарный сон, в котором плавали странные фигуры, обернулся явью.
— Подожди. Мне надо поговорить с тобой. Силуэт приблизился, и я поняла, что передо мной стоит священник — именно так изображают на карикатурах сельских кюре: низенький, толстенький, с зачесанной поперек лысого темени прядью седых волос.
— Здравствуй, — с широкой улыбкой он протянул мне руку.
Я молча кивнула.
— Как жаль, что туман всё скрывает, — сказал он, глядя на дом. — Сент-Савен стоит на горе, и из ваших окон открывается чудесный вид и на долину внизу, и на ледяные вершины. Да ты, должно быть, и сама знаешь.
Только сейчас я догадалась, что это настоятель монастыря.
— А что вы здесь делаете? — спросила я. — И откуда знаете моё имя?
— Хочешь войти? — словно не слыша, осведомился он.
— Нет. Хочу, чтобы вы мне ответили.