— сказал адвокат. — Кроме одной: той, которая для нас разрушительна.
Продолжать разговор было бессмысленно: по его мнению, Мари совершила роковую ошибку.
Через два дня ей сообщили о визите ещё одного адвоката, на этот раз из другой фирмы, которая считалась самым успешным соперником её теперь уже бывших коллег.
Мари воодушевилась: наверное, он узнал, что она теперь свободна и готова перейти на новую работу, и это был шанс восстановить своё место в мире.
Адвокат вошел в холл, сел перед ней, улыбнулся, спросил, лучше ли ей стало, и вынул из чемодана несколько бумаг.
— Я здесь по поручению вашего мужа, — сказал он. — Вот его заявление на развод. Разумеется, за всё время вашего здесь пребывания он будет оплачивать больничные расходы.
На этот раз Мари не сопротивлялась. Она подписала всё, хотя, в соответствии с законом, могла тянуть этот спор до бесконечности. Сразу же после этого она пошла к доктору Игорю и сказала, что симптомы паники вернулись.
Доктор Игорь знал, что она лжёт, но продлил ее госпитализацию на неопределенное время.
Вероника решила идти спать, но Эдуард всё ещё стоял у пианино.
Я
устала, Эдуард. Глаза уже слипаются. Она бы с удовольствием сыграла для него ещё, извлекая из своей анестезированной памяти все известные ей сонаты, реквиемы, адажио, — ведь он умел восхищаться, ничего от неё не требуя. Но её тело больше не выдерживало.
Он был так красив! Если бы он хотя бы ненадолго вышел из своего мира и взглянул на неё, как на женщину, тогда её последние ночи на этой земле могли бы стать прекраснейшими в её жизни, ведь Эдуард оказался единственным, кто понял, что Вероника — артистка.
С этим мужчиной у неё установилась такая связь, какой ещё не удавалось установить ни с кем — через чистое волнение сонаты или менуэта.
Эдуард был похож на её идеал мужчины. Чувственный, образованный, он разрушил равнодушный мир, чтобы воссоздать его вновь в своей голове, но, на этот раз, в новых красках, с новыми действующими лицами и сюжетами. И в этом новом мире были женщина, пианино и луна, которая продолжала расти.
— Я могла бы сейчас влюбиться, отдать тебе всё, что у меня есть, — сказала она, зная, что он не может её понять. — Ты просишь у меня лишь немного музыки, но ведь я гораздо больше, чем ты думаешь, и мне бы хотелось разделить с тобой то другое, что я теперь поняла.
Эдуард улыбнулся. Неужели он понял? Вероника испугалась: по правилам хорошего поведения нельзя говорить о любви так откровенно, а тем более с мужчиной, которого видела всего несколько раз. Но она решила продолжать, ведь терять было уже нечего.
— Ты, Эдуард, единственный мужчина на Земле, в которого я могу влюбиться. Только лишь потому, что, когда я умру, ты не почувствуешь, что меня уже нет. Не знаю, что чувствует шизофреник, но наверняка не тоску по кому бы то ни было.
Может быть, вначале тебе покажется странным, что ночью больше нет музыки. Но луна растёт, и всегда найдется кто-нибудь, кто захочет играть сонаты, особенно в больнице, ведь все мы здесь — «лунатики».
Она не знала, что за связь существует между сумасшедшими и луной, но явно очень сильная, ведь используют же такое слово для обозначения душевнобольных.
— И я тоже не буду скучать по тебе, Эдуард, ведь я буду уже мёртвой, далеко отсюда. А раз я не боюсь потерять тебя, не имеет значения, что ты будешь обо мне думать и будешь ли думать вообще, сегодня я играла для тебя, как влюбленная женщина. Это было замечательно. Это были лучшие мгновения моей жизни.
Она посмотрела на стоявшую снаружи Мари. Вспомнила её слова. И снова взглянула на мужчину перед собой. Вероника сняла свитер, приблизилась к Эдуарду — если уж что-то делать, то сейчас. Мари долго не выдержит холода в саду и скоро вернётся.
Он отступил. В его глазах стоял вопрос: когда она вернется к пианино? Когда она сыграет новую музыку и вновь наполнит его душу красками, страданиями, болью и радостью тех безумных композиторов, которые в своих творениях пережили столько поколений?
Та женщина в саду говорила мне: «Мастурбируй. Узнай, как далеко ты сумеешь зайти». Неужели я смогу зайти дальше, чем до сих пор?