вернуть прежнюю религию на место.
Статус-кво был восстановлен, после чего Тутанхамон тихо отдал богу душу.
Теперь, спустя 3400 лет, трудно разобраться, сам он догадался о своей эпохальной роли в истории Египта или, как утверждают злые языки, государственные мысли новоиспечённому владыке нашептали жрецы, окружающие юного фараона.
Те самые жрецы, которые потом его и отправили в Царство Мёртвых.
Кстати, если известно, что Аменхотеп IV был сыном Аменхотепа III, то о родственных связях Эхнатона и Тутанхамона официальная история почему-то умалчивает.
Так, первый правил Египтом до второго, второй правил после первого — бизнес, ничего личного.
А то, что между первым и вторым затесался старикашка Эйе, который был соправителем Тутанхамона, при жизни юного фараона и стал «наследником» после его смерти, вообще мало кто помнит.
Мы, конечно же, не станем утверждать, что уже три с половиной тысячи лет назад духовенство в Египте действовало теми же методами, что и в Европе, и во всём остальном мире, спустя тысячелетия.
То есть, втихаря дурило народные массы, убирало царей неугодных и возводило на престол того, кто был выгоден самому духовенству, а не того, кого полагалось возводить, согласно вековым законам и традициям.
Не будем, конечно же, этого утверждать и мы, а вернёмся к системе отношений «царь — царство».
С одной стороны, фараоны правят страной, а с другой — страна правит фараонами. И, если страна просто существовала и была уже этим довольна, то, на месте фараона, рано или поздно, взвыл бы любой.
Фараону, как и всякому человеку, нужна в жизни цель. И не просто какая-то, легко или тяжело достижимая в Египте-Вселенной, но цель такая, служение которой могло бы наполнить смыслом всю жизнь.
Остаётся тайной, кому из правителей первому была нашёптана глобальная идея, и кто именно её нашептал. Может быть, сам Дьявол?
Суть этой идеи проста — оставить после себя памятник на века. Построить пирамиду, и не просто пирамиду, а Пирамиду.
Такую Пирамиду, которая стояла бы если не вечно, то столько, сколько сможет существовать род людской на земле.
Не подумайте только, что подразумевалась пирамида Хеопса или прочие, более мелкие сооружения в Долине Царей.
Конечно же, эти пирамиды впечатляют, но они не более чем модель, ориентир, наглядное пособие для будущих строителей Пирамиды — той самой Пирамиды.
Фараоны понимали, что их гробницы — долговечны и практически неразрушимы, но… кто знает, что может произойти с тем, что построено из камня?
Например, ветер источит, пусть даже за долгое время, влага, день за днём, раскрошит за десятки тысяч лет, остатки занесёт песком или люди просто перестанут жить в этих местах. И останутся стоять в пустыне никому не нужные каменные громады.
Опять же, нельзя сбрасывать со счетов вероятность появления нового Эхнатона, которому снова что-нибудь стукнет в царственную голову и он пригонит тысячи рабов, чтобы разнести по кирпичику то, что возводили десятки тысяч.
А ведь, ломать — не строить. Тридцать лет ушло на строительство, а разгромить можно значительно быстрее.
Если ещё подвести под демонтаж идеологическую базу, то останется от великого творения пшик.
И что с того, что после смерти Эхнатона-2 его, вслед за Эхнатоном-1, также проклянут?
И что с того, что его генеральную линию объявят неверной, аморальной, преступной и противоречащей всем вековым устоям Древнего Египта?
Великую Пирамиду не вернёшь, а возвести вторую Великую Пирамиду, скорее всего, уже не получится.
Понимали, ох понимали фараоны, что строить на земле даже из самого прочного камня — ненадёжно, недолговечно и это не может принести настоящего удовлетворения.
«…Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут…»
Фараоны знали это и решили строить Пирамиду «на небе», там, где Пирамиду никто не сможет повредить.
«На небе» — это в душах и разумах людей.
Грандиозный замысел фараонов, на данный момент, практически выполнен.
Великая Пирамида — это структура общества, всегда состоявшая и состоящая из одних и тех же частей или слоёв общества.
Приведем список этих слоёв в порядке увеличения численности и, соответственно, в порядке убывания весомости мнения данного слоя в решении судьбы общества.