чтобы в конечном итоге простить себя по-настоящему. Если ты сумеешь поставить себя на место другого и простить его истинно, простить в сердце своем, то этим ты прощаешь и себя за то оскорбление, которое когда-то сам нанес.
Рассмотрим в качестве примера действительно тяжкое оскорбление, когда женщина еще в юном возрасте пережила инцест со своим отцом. или эта женщина сумеет поставить себя на место отца, то есть осознает, что его поступок не был продиктован подлостью, то ей легче будет почувствовать, что отец тоже страдает. Рано или поздно она поймет, что он жестоко мучается, укоряя себя за то, что не смог сдержаться и потерял контроль над собой. И тогда, для того чтобы простить отца, ей не нужно будет оправдывать его.
Прощая его, она прощает и ту часть себя, которая уже тогда была склонна к инцесту (а может быть, пережила его реально в предыдущие жизни), и в дальнейшем избегает новых опытов инцеста и даже близости с мужчиной, склонным к инцесту.
Другой довольно распространенный вид оскорбления — насилие. Маленький мальчик, который ненавидит отца за то, что тот избивал сам будет склонен избивать ребенка, когда станет отцом; но если он сможет простить своего отца, то простит и себя за то, что поступал подобным же образом.
Когда он переживет свою ненависть к отцу и сумеет простить себя нее, когда станет испытывать сочувствие к той части себя, которая бы изранена и так страдала, что утратила контроль над собой, — лишь тогда будет завершен процесс истинного прощения.
Такой процесс прощения играет необычайную роль: он разрывает порочный круг, непрерывно возобновляющийся в семье из поколения в поколение.
Подобные семейные «традиции» подтверждаются некоторыми психологическими исследованиями. Известно также, что женщин, переживших инцест, обычно привлекают и склонные к инцесту мужчины, которые впоследствии совершают инцест со своей дочерью.
Порочный круг чрезвычайно устойчив: одна и та же причина неизменно порождает одно и то же следствие. Потребность прощения в этих случаях столь вопиюща, что души перевоплощаются в одной и той же семье. Отец, занесший руку над сыном, собирается, возможно, побить своего прадедушку, который тоже сгонял злость на собственном сыне, и так далее. Только истинное прощение может разорвать эту злосчастную цепь.
Главная метафизическая причина рака, вне малейшего сомнения, — непрощение. Множество раковых больных, с которыми я работала, как! оказывалось после наших бесед, с детства не могли простить своих родителей. Сами исполненные любви, эти люди были разочарованы в той любви, которую недополучили от родителей, и это разочарование трансформировалось в злобу или ненависть к одному или обоим родителям. Они не хотели об этом знать: им было слишком стыдно за свою ненависть, они не могли ее себе простить. У большинства этот стыд неосознан. Поэтому очень часто они демонстрируют большую любовь к родителям — чтобы скрыть свои чувства обиды или ненависти.
Я заметила также, что, как правило, человек, осознавший и признавший свою ненависть к отцу или матери (что бы ни было ее причиной), не заболевает раком. Его может поразить другая, не менее серьезная болезнь, например эпилепсия, — но только потому, что он не прощает себе свой давний гнев.
Настоящее исцеление от рака приходит только с прощением себя. Для ракового больного очень важно понять, что ненависть к отдельному лицу происходит от слишком сильной к нему любви, когда эта любовь приносит такое же сильное разочарование.
Причиной злобы и ненависти бывает, главным образом, болезненный опыт, в котором доминируют чувства отверженности, покинутости, несправедливости. И совершенно нормальной реакцией ребенка, пережившего такой опыт, будет обида на родителей. Нельзя обвинять этого ребенка! Он не может понять, что у его родителей есть слабости и ограничения.
Лучший способ не изводить себя бесконечными прощениями — перестать себя обвинять.
Говорят, что главнейшим источником кармы человеческого существа является чувство вины, —хотя эра Водолея должна принести великие перемены на этом уровне. Вовсе не случайно то, что современные дети испытывают чувство вины гораздо меньше, чем предыдущее поколение. Они самим своим присутствием убеждают нас в необходимости прекратить бесконечные обвинения и дать себе право переживать разнообразный опыт.
Замечал ли ты, как сам себя третируешь за неуклюжее поведение в ситуациях, когда ты испытываешь чувство вины? Тебе даже стыдно за себя становится. Когда ты обвиняешь