Лиз Бурбо

Слушай свое тело – снова и снова! (Часть 1)

результатов.

Когда я поняла, что мои дети — мое зеркало, то поняла и то, что они отражают ту сторону меня, которую я не принимала. Придя когда-то к решению, что разбрасывать вещи плохо, я стала жестко контролировать себя, стараясь всегда и все содержать в порядке. Я пыталась таким способом убедить себя, что я аккуратна. А тут еще отец моих детей: он тоже бросал все, где придется. Таким образом, передо мной постоянно были четыре человека, показывавшие мне, до какой степени я себя контролирую в быту.

Осознав все это, я отнюдь не стала любительницей беспорядка; однако теперь я могу время от времени позволить себе бросить все как попало и не переживать по этому поводу. Хотя преимущество я все-таки отдаю порядку, моя «беспорядочная» сторона теперь тоже принята, я даю себе право на беспорядок, не чувствуя при этом вины.

Я так веду себя даже сейчас, когда пишу эту книгу! Я оставляю на утро материал, который необходимо записать в определенной последовательности, чтобы завтра можно было отдать его редактору. Раньше я никогда себе этого не позволяла. В конце дня я всегда находила время, чтобы привести в порядок все записи, на тот случай, если неожиданно кто-то придет.

Я никогда ничего не оставляла в беспорядке, так как хотела убедить семью, что беспорядок неприемлем. Слишком суровая к себе, я делала все, что было в моих силах, чтобы не слышать тихого внутреннего голоса: «Тебе должно быть стыдно оставлять за собой беспорядок, ведь ты первая осуждаешь за это других». Как мне теперь легко и приятно с собой, даже когда я веду себя не в соответствии с собственными правилами!

Я очень настоятельно советую тебе: используй технику зеркала как можно чаще в твоей личной жизни. Правда, ее с большим трудом переносит эго — уж слишком эффективно она ставит его на место.

Понаблюдай — но не суди — человека из твоего окружения, который критикует других. Если он критикует их за неуважительное поведение — проследи внимательно за его поведением. Ты, конечно, обнаружишь, что у него самого недостает уважения к другим. Он может прерывать говорящего, может давать советы кому-то, кто его об этом не просит, он может обойти людей, стоящих в очереди. Короче говоря, он по-своему ведет себя неуважительно — не обязательно так, как критикуемые им люди, но все же явно с недостаточным уважением.

И когда ты спросишь у этого человека: «Чувствуешь ли ты, что иногда недостаточно уважительно относишься к другим людям?», то он, почти несомненно, ответит: «Никогда! Мне так неприятно, когда я вижу неуважение, что я к этому очень внимателен. Я ко всем отношусь с уважением». Ты можешь ответить: «Только что я наблюдал, как с тобой разговаривал другой человек и ты несколько раз его прерывал. Не считаешь ли ты такое свое поведение неуважительным?» Он оценит свое поведение иначе. Он, вероятно, скажет: «Нет, я не вижу здесь неуважения. Я только хотел ему помочь. Я прерывал его, потому что боялся забыть, а это было важно для него».

Мы все так поступаем. Нам очень не хочется, чтобы наше поведение выглядело так же, как у тех, кого мы критикуем; поэтому, когда речь идет о нас самих, мы совсем по-другому рассматриваем и описываем точно такое же поведение.

Принадлежишь ли ты к многочисленному классу людей, которые терпеть не могут, когда им врут? Проследив за собой внимательнее, ты заметишь, что тебе нередко случается и самому — как бы это сказать — говорить не совсем правду. И если кто-то заметит: «Когда ты говорил то-то и то-то, ты действительно так думал?», ты, вероятно, ответишь: «Нет, я так не думал; но если бы я сказал то, что действительно думаю, то это было бы невежливо, это ранило бы моего друга. Я не врал; я щадил его чувства». Каждый из нас найдет тысячу и одно извинение и оправдание своему поведению, лишь бы не признать, что действует точно так же, как и те, кого он за это критикует.

Каждый раз, когда ты ловишь себя на том, что мысленно или вслух судишь или критикуешь кого-то — хорош он или плох, правильно поступает или неправильно, уважает других или не уважает, — применяй этот экстраординарный способ. Остановись и спроси себя: «А бывает ли так, что я тоже веду себя подобным образом?» Если ты личность открытая и готовая взять себя в руки и изучить как следует, то очень быстро распознаешь себя.

Для того чтобы принять себя таким и дать себе право на определенное поведение, ты должен вначале проанализировать мотивацию этого поведения. Вернемся к примеру с враньем. Обрати внимание: когда ты врешь, привираешь или искажаешь