состояния без страданий, мы должны, для начала, использовать страдание для осознания и роста; в конечном итоге мы придем к осознанию и свету без страдания. Таким образом, существование страдания все же имеет некоторый разумный смысл.
Чтобы определить, где ты делаешь из себя жертву, я предлагаю тебе спросить окружающих: считают ли они, что ты жалуешься по какому-то конкретному поводу; если да, то в какой сфере и насколько интенсивно. Очень важно быть открытым к тому, что эти люди тебе скажут. Вначале ты, возможно, будешь удивлен, когда тебе укажут сферу, где ты выглядишь жертвой, потому что эту сторону своего характера всегда трудно видеть. В глубине души ты знаешь, что это прямо противоположно тому, чего ты хочешь. Твое существо хочет быть в гармонии и благе; оно не хочет быть жертвой. Ты всего лишь позволил своему интеллекту взять верх, ты забыл, кто ты есть, и таким образом стал жертвой.
Уже несколько лет я использую одно средство, которое дает очень хорошие результаты, но очень неохотно воспринимается и принимается не осознавшей себя жертвой. Жертвы, которым я его предлагала, реагировали очень резко, но те, кто решился попробовать, быстро оценивали его эффективность.
А средство заключается в том, чтобы попросить окружающих каждый раз, когда ты жалуешься, говорить тебе: «Бедняга ты, как же трудна твоя жизнь; тут не до шуток!» Даже если это тебе покажется трудным, прими их дополнительное сочувствие: оно поможет тебе осознать — в тот самый момент, когда ты жалуешься, — в какой сфере ты сделал из себя жертву.
В дальнейшем не старайся себя контролировать, не старайся больше не жаловаться: тебе нужно лишь осознать, как часто ты жалуешься; и дай себе право жаловаться, зная, что это один из этапов, которые тебе предстоит пройти, прежде чем ты выберешься из своего состояния. Дай себе право жаловаться — с этого и только с этого ты должен начать. Впоследствии ты будешь над всем этим посмеиваться, но перестать жаловаться можно только постепенно.
Сначала будет нелегко. Я видела, как люди теряют самообладание, как их охватывает гнев. Одна женщина даже сказала мне: «Я вовсе не жалуюсь. Я только хочу рассказать факты. Я говорю то, что было, и это все правда». А за несколько минут перед этим она рассказала мне о двенадцати операциях, которые перенесла за последние пятнадцать лет. Хотя мы и договорились применять эту методику, она никак не могла заставить себя сказать: «Бедная я». Но со временем ее реакция сильно изменилась.
Если ты видишь человека-жертву в своем окружении, спроси его, согласен ли он принять помощь. Если да, то добейся его согласия применять эту методику каждый раз, когда он собирается жаловаться. Если человек действительно хочет выйти из своего состояния, то через некоторое время он сам начнет замечать, что собирается жаловаться, и сам же, произнося формулу «Бедный я», начнет смеяться над собой. А если человек научился смеяться над собой и вообще смотреть на жизнь с улыбкой, то можно считать, что дело сделано. Его жертвенная часть быстро усохнет, а качество жизни значительно улучшится. Некоторым людям для этого достаточно несколько дней, другим нужны месяцы.
Ты заметишь, что применение этой методики приносит радость в твою жизнь. Вместо того чтобы судить себя, судить других, сделавших себя жертвами, и бояться, что кто-то будет судить тебя, — научись надо всем этим смеяться. Ты ведь знаешь теперь, что твое поведение было естественным результатом решения, которое ты принял в юном возрасте. И это было не такое уж плохое поведение, но все-таки в твоих интересах — изменить решение, принятое в детстве.
Что касается лично меня с моей проблемой времени, то мне удалось установить, что произошло, когда мне было шесть лет. Моя мать отдала меня в монастырский пансионат в феврале, сразу после моего дня рождения, решив не ждать сентября, когда начнутся нормальные школьные занятия. Три мои старшие сестры уже учились в том же пансионате. Мама хотела, чтобы я привыкла к школьной жизни и осенью пошла в первый класс более подготовленной.
Но монахиня, занимавшаяся с первоклассниками, решила дать мне весь материал первого класса за те несколько месяцев, которые остались до конца школьного года. С утра до вечера, каждую свободную минуту она подзывала меня к себе и обучала чтению, молитвам, математике, а чтобы ускорить процесс усвоения, била меня линейкой по пальцам.
Она часто повторяла, что я должна спешить, что времени осталось мало, а материала много, что я не имею права бездельничать.