повезло» или «ему не повезло». Они сравнивают везение. Сравнение выдают и слова «как», «подобно». Когда мать говорит ребенку: «Ты как отец...», она уже сравнивает.
Чем больше ты сравниваешь, тем больше тебя самого будут сравнивать другие и тем больше ты будешь ощущать себя объектом сравнения — больше, чем оно на самом деле имеет место. Почему? Потому что этим живешь. Ты так привык сравнивать, что уже не сомневаешься: все занимаются тем же. Как ты себя чувствуешь, когда кто-то сравнивает тебя и сравнение выходит не в твою пользу? Не приходилось ли тебе в детстве или отрочестве, натворив что-нибудь не очень приемлемое для родителей, слышать: «Ты совсем как твой папа (твоя мама)!», из чего следовало, что быть как папа (или мама) — плохо? Нравилось ли тебе такое сравнение?
Если ты слышишь сравнение в свою пользу, это может приятно ласкать самолюбие, но лишь временно. В глубине души, дав себе время поразмыслить, понимаешь, что сравнение никому не в радость. Когда тебе говорят: «Ты делаешь эта намного лучше, чем они», ты испытываешь прилив гордости, но где-то в душе ощущаешь неудобство, чувствуешь, что здесь налицо определенная недоброжелательность по отношению к другим, недостаток любви.
Все, что приносит тебе сравнение, уменьшает уровень приятия себя таким, как есть.
Чем больше сравниваешь себя, тем больше развивается в тебе гордыня, потому что сравнивает всегда эго. Эго — это совокупность всех различных личностей, аспектов и поведений, присущих тебе и усвоенных тобою в прошлом.
Тот, кто сравнивает себя, всегда страдает гордыней: если он сравнивает в свою пользу, значит, считает себя лучше других и тем самым унижает других; если же он сравнивает не в свою пользу, то это всего лишь фальшивое смирение, потому что на самом деле ему хочется, чтобы другие разуверяли его. Гордыня в поведении всегда означает, что человек жаждет похвал и высокой оценки. Тот, кто достаточно уважает себя, не продается во внешних оценках, так как уже знает себе цену.
К сравнению нас подталкивает, по всей очевидности, стремление к совершенству, в высшей степени свойственное человеку. Не находя себя достаточно совершенными, мы прибегаем к сравнению, надеясь таким образом приблизиться к совершенству. Но такой способ ничего не дает: для того чтобы и дальше верить в свое совершенство, приходится постоянно снова и снова сравнивать себя с кем-то.
Где-то в глубине души мы знаем, что наше существо совершенно. Личность уравновешенная, сознающая себя БОГОМ, знает, что совершенство присуще только БОГУ, то есть мыслимо только на духовном уровне. Но поскольку большинство людей забыли БОГА, они ищут совершенство в мире материальном, то есть в своих делах, своей внешности, своих знаниях, своей собственности. И рано или поздно им приходится убеждаться, что такое совершенство недостижимо в силу материальных ограничений. Совершенство —это такое состояние, когда что-то удалось настолько, насколько это возможно. А возможно оно всегда ровно настолько, насколько позволяют наши пределы.
Тот, кто ищет совершенства в материальном мире, редко бывает счастливым и удовлетворенным, поскольку ни этом уровне совершенство не существует.
Часто кажется, что последний рекорд, установленный спортсменами на Олимпийских Играх, есть вершина совершенства. Проходит несколько лет, и кто-то бьет этот рекорд. Люди все время превосходят сами себя, потому что по мере того, как они возвращаются к БОГУ, к своей божественной сущности, они возвращаются и к безграничности. Чем глубже осознают они свою божественную сущность, тем легче им преодолеть собственные пределы в материальном мире.
Говорят, что все то, чего человечество достигло за всю свою историю, составляет лишь крохотную частицу колоссальных потенциальных возможностей человеческого рода. Великие Книги рассказывают нам о людях, в совершенстве овладевших материей. Эти люди способны ходить по воде, проникать через пылающий лес, мгновенно превращать энергию в пищу, напитки или в деньги. Эти люди намного ближе к БОГУ, чем мы, они преодолели ограничения материального мира. Они проявляют огромную созидательную мощь их внутреннего БОГА.
Мы должны дать себе время, чтобы приблизиться к этим проявлениям. Когда Иисус пришел показать нам великие возможности человека, он сказал: «Все, что делаю я, можете делать и вы, и еще больше». Вот почему — что бы мы ни сделали, мы никогда не можем утверждать, что это вершина совершенства; отсюда же происходит и наша привычка сравнивать себя с другими. Мы рассуждаем