в две его кабины как раз садились инструктор и курсант, и первый передавал второму сложенную вчетверо карту.
В дальнем конце линии, затмевая учебно-тренировочную мелочь, возвышался красавец-биплан с закрытой кабиной и салоном, по-видимому, Импресс.
А ближе всех к нам стоял только что собранный Киттен. Кожух двигателя был открыт, и инженер, закончив регулировку карбюратора, собирал инструменты.
Я стоял рядом с Готорном в ожидании запуска двигателя и наслаждался прекрасным утром, каждым его мгновением.
— Несколько оборотов? — спросил пилот, высовываясь из кабины.
Красивый самолет. Золотые шевроны вдоль поверхности корпуса стрелой прорезали его кружевную белизну. На хвостовой части фюзеляжа четко выделялись регистрационные буквы: G-EMLF.
— Да, восемь лопастей, — ответил инженер с земли и ухватился за чёрную деревянную лопасть пропеллера.
— Выключен?
— Выключен, — сказал пилот.
Инженер вручную провернул пропеллер по часовой стрелке.
— Наши двигатели вращаются в противоположном направлении, по сравнении с вашими, — сказал Готорн почти шопотом, объясняя то, что могло бы показаться странным гостю.
Потом поправил себя:
— Я имею в виду не Сондерс-Виксен, а вообще британские.
Я кивнул. Его реплики вызывали у меня симпатию; он старался, чтобы всё было правильно — так, как он это себе представлял.
— Готово, — сказал инженер.
— Контакт!
Мы услышали металлический щелчок тумблера магнето под пальцами пилота.
Инженер резко толкнул пропеллер, и тот сделал один оборот; ленивый выхлоп дыма из цилиндра, потом из другого, ещё один, потом другой бесшумный оборот пропеллера, потом включился третий цилиндр и, наконец, заработали все четыре; ветер рвал и тут же уносил серовато-голубые дымки выхлопов.
Я видел, как пилот в кожаном шлеме кивнул инженеру и поднял большие пальцы в знак благодарности за хороший пуск. Тем временем, грохот цилиндров снизился до неторопливой холостой разминки; непрогретый двигатель, время от времени, давал пропуск.
В эту минуту я хотел, чтобы время превратилось в кристалл, чтобы оно застыло в этом прохладном утре, в ласковом рокоте машины, в ожидании старта, полёта над чарующим ландшафтом и посадки на мягкую землю, в тихий шёпот травы.
Время послушно затормозило. Нет, совсем оно не остановилось, но пошло достаточно медленно, чтобы я мог вдоволь насладиться воздухом, цветами, самолётом.
Я смотрел заворожено на сверкающий широкий диск пропеллера и слушал звук трения его лопастей о холодный воздух, вперемешку с ленивым посапыванием двигателя.
Вот оно, подумал я, это же и есть тот магнит, который притягивает лётчика, и я созерцаю его: один полюс — вполне осязаемые чёрные стальные машины и одетые в брезент крылья; другой — жизнь и свобода в небе, чувство одухотворенности в собственных руках.
В это мгновение я видел оба эти полюса, всем телом ощущал их силу. Иди же, — шептали они мне, — ты ведь можешь летать! В раме этой картины я готов был остаться навсегда.
Всё так же медленно инженер вернулся к кабине, и две головы наклонились к приборной доске. С подачей газа звук начал усиливаться, маленький Киттен напрягся, упираясь колесами в деревянные колодки, нежный шелест пропеллера утонул в серьёзном рёве машины, работающей в три четверти своей мощности.
Этот режим поддерживался довольно долго; резкий поток воздуха трепал белый комбинезон инженера, надпись «Сондерс-Виксен» на его спине расплылась.
Наконец, инженер кивнул, и мощность начала постепенно ослабевать, пока не снизилась до уровня холостого хода; но теперь, после прогона и разогрева, ни один из четырех цилиндров не давал сбоя.
Ещё через минуту двигатель внезапно выключился, только пропеллер ещё долго вращался по инерции, и слышен был приглушенный стук соединительных тяг внутри двигателя.
Наконец, всё остановилось окончательно. Пилот снял шлем, и из-под него хлынул водопад чёрных волос — пилотом оказалась женщина. Она с большим интересом слушала заключение инженера.
Я даже глазами заморгал, так это было неожиданно.
— Готорн, мы, случаем, не на небе?
— Если вы любите самолёты, то это совсем рядом, — ответил он.
Мы направились к золотисто-белому тренировочному самолёту.