защищенность, окружаете себя новыми стенами и решетками.
Но чем надежнее тюрьма, тем меньше в ней жизни. Способы сооружения такой тюрьмы многообразны и очень утончены: ревность, подозрительность, мстительность и страсть обладания, доведенная до такой степени, что другой человек перестает быть самостоятельной личностью. Он становится вещью, товаром, ведь вещью завладеть легче, чем человеком.
Если любовь терпит крах (а это неизбежно, потому что это не было любовью), вы постепенно начинаете любить вещи. В обществе, где любовь уничтожена полностью, люди влюбляются в вещи или животных: в собак, кошек, машины, дома.
Желая обладать, вы убиваете. Взаимность возможна лишь там, где есть свобода, но вы не позволяете другому человеку быть свободным, так как ваша любовь — ненастоящая.
Это всё относится не только к любви между мужчиной и женщиной: если вы начинаете любить Иисуса, повторяется то же самое. Вы даже здесь стремитесь завладеть. Христиане считают, что Христос принадлежит им. И он находится только в их храме.
История знает множество случаев кровавых битв за храмы между теми, кто считает, что Бог, Истина принадлежит только им. Не может быть Бог моим или вашим. Разве Он вещь, дом или другой товар? И когда религия основана на стремлении к обладанию, она превращается в опасность для мира, в лицемерие, показуху, в политику, в торговлю.
Стремление обладать убивает вашу любовь, ваше поклонение, вашу молитву.
Просветление — это пропасть
Просветление всегда внезапно. Невозможно постепенно становиться просветленным; всё, что достигается постепенно, по частям, принадлежит уму, а просветление не от ума, оно вне пределов ума. Дорасти до просветления нельзя, вы просто оказываетесь в этом состоянии. Просветление как пропасть: либо вы срываетесь в нее, либо нет.
Нельзя стать частично или наполовину просветленным. Либо вы полностью в просветлении, либо вне его, это не постепенный процесс. Состояние просветления целостно, тотально, всеобъемлюще. Оно охватывает всё ваше существо, и по этой причине, ум не в силах осмыслить его.
Ум в состоянии понять всё, что может быть разделено, всё, что достигается частями, ведь ум — это анализирование, фрагментирование, разделение. Ум способен понять отдельные объекты и явления, но целое всегда ускользает от него. Если вы послушны своему уму, вы никогда не достигнете просветления.
Просветление — это осознание того, кто вы есть на самом деле. Оно не имеет никакого отношения ни к внешнему миру, ни к тому, что сказано об этом другими. Любые теории здесь неуместны. Вы просто окунаетесь в него.
Зачем спрашивать у Библии, Корана, Гиты. Закройте глаза, и вы окажетесь в бесконечном сиянии. Вы в нем, и поэтому вам не нужно ни о чем спрашивать. Спрашивая, вы потеряете. Ваши вопросы означают, что вы просите карту, путеводитель. Не существует карт для путешествия в ваш внутренний мир; в них нет нужды, потому что вы двигаетесь в неизвестность.
На самом деле, вы вовсе не двигаетесь. Вы уже находитесь там. Ваша цель — вы сами. Вы не ищущий просветления, вы — само просветление. Просветление означает движение к началу, а начало всегда в вас. Зачем спрашивать других? Это абсурдно — спрашивать других о себе. Изучение — это поиск ответа. Но ответ — вы.
Просветление всегда происходит, как бы случайно, оно непредсказуемо, беспричинно. Его нельзя устроить, заранее подготовить. Просветление — это феномен прерывания бытия, это не продолжение прошлого, это не следствие каких-либо причин. Но всё это не означает, что вы не должны ничего делать. Если вы ничего не делаете, даже случайность не случится.
Случайности происходят лишь с теми, кто делает для этого очень много. Но знайте, случайность никогда не происходит из-за действия и из-за отсутствия действия. Будьте готовы к случаю! Все ваши действия не причина, а приглашение. Просветление нельзя сделать ритуалом. Ритуал — это повторение, а просветление всегда индивидуально и уникально. Путь других не годится для вас.
Сфера духовного сравнима с небом, в нем не остаётся следов, нельзя пройти по проторенной тропинке. Пролетевшая птица исчезает бесследно. Небо остается пустым. Оно не хранит следов. Когда Будда летит, смотрите на полет, на его красоту, блеск и сияние; наслаждайтесь им, постигайте его! Но не пытайтесь повторить полет другого, просветление другого.