в вас осознанность. «Ни общество, ни судьба, ни Сатана, а я — ответственен за всё происходящее».
Объяснения, всевозможные истории всегда обманчивы. Они кажутся логичными, но они фальшивы. Вы даете объяснения, когда вам надо что-то скрыть. И это факт, понаблюдайте за своей жизнью.
Правда не нуждается в объяснениях. Чем больше вы лжете, тем больше нужно и объяснений. Ложь порождает объяснения, а объяснения порождают ложь. Объяснения не могут ничего скрыть. Напротив, они выдают. Если вы способны видеть, то никакие объяснения не нужны. Лучше помолчите, но не пытайтесь сделать из молчания объяснение. Самое простое — быть истинным и подлинным, быть самим собой.
Нелюбящий себя скрывается в лицемерии
Потребность побеждать состоит в том, чтобы утверждать себя, а единственный известный вам способ это делать — это самоутверждаться в глазах других, потому что их глаза стали зеркалами, отражениями.
Вы знаете, что в собственных глазах вы ничтожество, что вы — ничто, и это «состояние-ничто» начинает терзать ваше сердце. Вам хочется проявить себя перед другими. Вам необходимо возвыситься в их глазах, самоутвердиться, необходимо создать впечатление у окружающих, что вы не ничтожество.
И глядя в их глаза, вы будете собирать общественное мнение, а из общественного мнения вы создаете образ, имидж. Этот образ — эго; он не является вашим настоящим «я». Он отраженное великолепие, не ваше собственное; он соткан из мнений окружающих.
Лицемер всегда боится людей, ибо они могут забрать всё, взятое у них. Его «я» — это всего лишь «я», позаимствованное у других. Если вы боитесь других, то вы — раб, вы не владыка. Эго зависит от других, от общественного мнения; я — это ваша подлинная суть. Она не заимствована, она — ваша.
Когда вы забавляетесь, вы не пытаетесь самоутверждаться. Пока вы играете просто ради забавы, вас не волнует, что о вас подумают другие, подумают о вашем поражении или победе. Забава несерьезна, она не имеет отношения к эго. Эго всегда серьезно.
Видели ли вы отца, который в шутку борется с ребенком? Отец будет побежден. Он будет лежать на лопатках, а ребенок будет смеяться и кричать: «Я тебя победил! Я тебя победил!», — и отец будет счастлив.
Смех важнее философии
Жизнь не имеет объяснений. Она существует в своем абсолютном великолепии, но у нее нет объяснений. Она есть, как таинство, и если вы пытаетесь ее объяснить, вы упустите ее. Философия — это враг жизни, и самое ужасное, что может произойти с человеком — он попадает в болото объяснений. Если вы решаете, что вы можете что-то объяснить, жизнь покидает вас, вы уже мертвы. Жизнь всегда в пути, это незавершенный процесс, и это означает, что неведомое только впереди.
Вы можете знать прошлое, но не можете знать будущего. Вы можете построить теорию прошлого, но будущее — всегда открытие, бескрайнее, бесконечное открытие: и оно продолжает открываться и открываться. Объяснение всегда касается того, что мертво. Вряд ли вы сумеете найти кого-нибудь мертвее, чем философы.
Они производят много шума, но в нем нет музыки жизни. В их руках остались только объяснения. Даже смех — больше, чем любая философия, и когда кто-то смеется вместе с жизнью, он понимает ее. Жизнь смеется вечно. Философ серьезен, потому что считает жизнь головоломкой. Он трудится, корпит для разгадки и становится всё более серьезным, и жизнь уходит из него.
Анатом может найти объяснение только трупу, а не живому человеку. Вы можете исследовать в лаборатории клетку, кровь, цветок, но в них уже не будет той жизни. У поэта подход иной, не через препарирование, но через любовь, не через обрывание цветов с деревьев, а через слияние с цветком, пребывание с ним в глубокой любви, в мистерии участия, в событии. Всё, что поддается осмыслению, не живо. Мысль имеет дело со смертью, с мертвыми предметами. Ищите не объяснений и теорий, а переживаний и ощущений жизни.
Враг относится к вам, как к объекту. Любимый не смотрит на вас как на объект, он сливается с вами и тает. У него нет объяснений, у него есть переживание. Чувство придает существованию другую размеренность, дополнительное измерение — измерение живого.
В споре умирает истина