мой друг, из уст высокопоставленного регионального чиновника вашего ведомства.
По моему требованию он безропотно передал мне соль.
— В ФАУ есть довольно много пилотов-ветеранов, которые хорошо нас знают, — продолжал он, — и знают, что наша отработка правил безопасности полётов лучше, чем официальный вариант. Поэтому они не применяют против нас закон, но и не делают нам юридических поблажек.
Все мы согласились помалкивать о том, что многие инструкции до нелепости противоречат здравому смыслу, и договорились, что ни одна из сторон не станет раскачивать лодку. Мы, конечно, благодарны судьбе, что там ещё остались ветераны.
Если бы кто-нибудь всерьёз занялся внедрением в практику, например, правил обслуживания и ремонта самолётов, то за голову практически каждого владельца недорогого лёгкого самолёта была бы назначена цена, а за право оставаться владельцем этого самолёта ему пришлось бы драться не на жизнь, а на смерть.
Размах такого противостояния уничтожил бы очень многих в ФАУ, а это привело бы к проведению реформ. Конечный результат был бы, разумеется, хорош, но сам процесс был бы таким болезненным, что ни у кого из нас не хватило бы духу его затеять.
Мы счастливы, пока нас не трогают. ФАУ счастливо, что никто не потрясает основ их выдумки насчет законопослушного паренька.
Терпению моему наступил конец, я был сыт по горло его самодовольной болтовней.
— Сознайтесь, Дрейк, — сказал я. — Вы хотите заполучить лицензию, чтобы летать бесшабашно, делать что вам заблагорассудится, независимо от того, будет это безопасно или нет.
Вам всё равно, будете вы жить или погибнете, но как насчет тех, ни в чём не повинных людей на земле, чьи жизни погаснут, как свечи, когда ваша бессмысленная бесшабашность отыграется на вас сполна?
Он рассмеялся.
— Мой друг, вы ведь довольно много летаете ночью?
— Разумеется. Самолёт — это средство передвижения в дневное и ночное время. Но какое отношение это имеет к вашей бесшабашности?
— Вы надеваете парашют, когда летаете ночью?
— Конечно нет. Что за мальчишеская мысль!
— Тогда что вы станете делать, если ваш двигатель заглохнет ночью?
— У меня никогда не отказывал двигатель в ночном полёте, мистер Дрейк, и надеюсь, никогда не случится в будущем.
— Ну не интересно ли это! — он недолго помолчал, вглядываясь в схему двигателя, вытканную на скатерти. — Здесь нет ни одного отверженного, который уходил бы в ночной полёт без парашюта, разве что луна светила так ярко, что он всегда имел в поле зрения какую-нибудь посадочную площадку.
Мы не считаем, что отказы двигателей не происходят никогда, и если мы не видим, где можно приземлиться, и если мы не можем надеть парашюта, то мы не летаем.
Кроме вас, здесь нет ни одного пилота, который полетел бы над сплошным туманом или слоем облачности, лежащим ниже той высоты, с которой он может произвести вынужденную посадку.
Тем не менее, ночные полёты без парашюта — это вполне по правилам. А полёты над слоем тумана любой толщины одобрены ФАУ.
Наше правило гласит, что чистая безопасность — это чистое знание и чистое управление. Два двигателя в нашем самолёте или один, не суть важно. Если мы не видим места приземления и если мы не можем надеть парашют, мы не летаем.
Само собой, я не слушал ни единого слова из того, что говорил этот человек. Единственной безопасностью, которая требовалась этому дикарю, была бы безопасность тюремной камеры.
— Ваш шатун, — продолжал он, — сейчас вполне соответствует инструкциям. Он получил одобрение ФАУ, и всё подписано. Но в нём есть трещина, и в ближайшее время он сломается. Если бы у вас был выбор, что бы вы предпочли, — трещину в шатуне или эту подпись в бортовом журнале?
Мне оставалось только сохранять твердость.
— Сэр, механик и инспектор несут ответственность за свою работу. Я имею полное право лететь на этом самолёте именно в том состоянии, в каком он пребывает.
Он снова засмеялся, на удивление дружески, словно не желал причинить мне зла. В этот момент я понял, что смогу удрать из его притона, и притом скоро.
— Ладно, — сказал он, не зная моих мыслей. — За всё отвечает инспектор, вашей вины нет. Всё, что вам остаётся сделать, это разбить свой самолёт в этих горах, потому что от вас не требуется знать, как выжить в той местности, над которой вы пролетаете. Отвечать будут все остальные, вот только подыхать будете вы. Правильно?
Правильно, конечно, но опять