— в чём дело, я ведь всегда у этого типа выигрывал!
И только когда полез в кабину за монеткой, чтобы отдать ему, заметил — этот прохвост подкинул мне в машину мешок с песком! Так что пришлось ему раскошелиться — пять центов за надувательство, и еще пять — за проигрыш, потому что выбросив мешок, я, разумеется, оторвался от земли первым…
Состязания в мастерстве с розыгрышами и шутками из далекого детства.
— Что я помню? О, чего только я не помню! Но возвращаться и всё переживать — это не для меня. Столько всего еще ожидает нас впереди, так много предстоит сделать!
Двигатель завёлся, и он исчез, устремившись к скрытому горизонтом «ничто».
В какое-то мгновение вы осознаете, что лётчик летает вовсе не затем, чтобы куда-либо добраться, хотя и посещает, при этом, превеликое множество самых разнообразнейших мест.
Он летает вовсе не из соображений экономии времени, хоть и экономит его, пересаживаясь из своего автомобиля в аэроплан.
И отнюдь не для того, чтобы учить своих детей, хотя лучшими в классе по истории и географии неизменно оказываются те, кто видел страну сверху — из кабины частного самолёта.
И не экономия денег движет им, хотя покупка и обслуживание подержанного самолёта обходится намного дешевле, чем большой новый автомобиль.
Прибыль и бизнес — тоже не главное, хотя иногда частный самолёт позволяет попасть вовремя в несколько разных мест, заключив, за счёт этого, самые выгодные сделки.
Иногда подобные вещи перечисляют в качестве причин, побуждающих человека летать. Но, на самом деле, они вовсе таковыми не являются.
Конечно, приятно, однако, всё это — лишь побочные результаты одной-единственной истинной причины. И причина эта — поиск собственно самой жизни и стремление прожить ее в настоящем.
Если бы побочные результаты были причиной, подавляющее большинство современных самолётов так никто никогда бы и не создал, ведь неувязки и неприятности в изобилии громоздятся на жизненном пути пилота легких аэропланов, и смириться с ними можно только в случае, если награда — ощущение полёта — оказывается фактором гораздо более значительным, чем экономия минуты-другой.
В качестве транспортного средства, легкий самолёт не создает такой определённости, как автомобиль. Не так уж это и удобно на земле — в плохую погоду часами, а иногда и днями не находить себе места.
Если вы держите свой самолёт на открытой стоянке в аэропорту, вас беспокоит каждый порыв ветра, вы следите за каждой тучкой в небе, словно аэроплан — не аэроплан вовсе, а ваша любимая жена, которая ждёт вас в данный момент где-то под открытым небом.
Если же аэроплан стоит в большом общем ангаре, вы всё время помните о возможности возникновения пожара и о нерадивости младших аэродромных техников, которым ничего не стоит зацепить ваш самолёт крылом или хвостовым оперением другой машины во время очередной перетасовки.
И только заперев самолёт в частном ангаре, владелец его может, наконец, обрести покой. Но цена такого ангара, особенно вблизи большого города, зачастую превосходит цену самого самолёта.
Воздушный спорт — один из немногих популярных видов, в которых платой за ошибку является жизнь. Поначалу это шокирует и даже приводит в ужас, и публику охватывает жуть, когда пилот разбивается насмерть, допустив какую-либо непростительную ошибку.
Но таковы условия игры: люби летать, постигнув сущность этого искусства, и тогда радость полёта станет величайшим для тебя благословением. Если же любви нет — ты нарываешься на поистине серьёзные неприятности.
Факты? Они предельно просты. Тот, кто летает, сам в полной мере отвечает за свою судьбу. Происшествие, которого пилот не мог бы избежать за счёт своих собственных действий, — вещь практически невозможная.
Ситуация в воздухе не имеет ничего общего с уличной, когда из-за припаркованной машины вдруг выскакивает ребёнок. Безопасность лётчика — в его собственных руках.
Можно, конечно, попытаться уговорить грозу:
— Тучки, а, тучки, и ты, дождичек, честное слово, ну вот ещё только двадцать миль пролечу — и тут же сяду, обещаю.
Однако, вряд ли это существенно изменит ситуацию в лучшую сторону. Единственная возможность избежать грозы — по собственному решению в неё не входить.
И только своими собственными руками пилот может заставить аэроплан сделать вираж и уйти прочь от грозы в чистое небо, и лишь собственное искусство позволит ему приземлиться в целости и сохранности.
Никто из