чтобы отстрелить хвост английскому СЕ.
На следующий день я был Роем Брауном, который преследовал красный Фоккер — триплан барона Фон Рихтгофена — и сбивал его в финальной сцене картины.
Я попытался сформулировать это, выкарабкавшись из кабины по окончании полёта и сквозь неподвижность вечернего покоя волоча парашют к нашей времянке:
— Я сбил Красного Барона.
Интересно, сколько пилотов может такое заявить?
— Эй, Крис, — сказал я.
Он был во времянке — лежал на своем месте.
— Эй, Крис, я сбил Красного Барона!
Он ответил — очень-очень язвительно он сказал:
— Хм.
И даже не открыл глаза. Это означало:
— Ну и что? Это — всего лишь кино, причём, картина категории «Б», и если бы не сцены воздушных боёв, я бы дома даже улицу поленился перейти, чтобы посмотреть её в кинотеатре.
И тут до меня вдруг дошло, что на настоящей войне всё в точности так же, как в нашем «понарошку». Пилоты участвуют в войне или в съемках фильма вовсе не потому, что им нравится кровь, или секс, или второсортные сюжеты.
Летать — это гораздо важнее, чем сам фильм, — и гораздо важнее, чем сама война.
Наверное, мне должно быть стыдно, но я скажу:
— И фильмов, и войн всегда будет достаточно для того, чтобы мужчины могли вволю полетать на боевых самолётах. Ведь, сам я — один из тех, кто добровольно участвовал и в том, и в другом.
Но я верю — когда-нибудь, пусть через тысячу лет, нам удастся, наконец, построить мир, в котором для жарких сражений останется одно-единственное место — съемочная площадка, и режиссер будет во всю глотку орать в микрофон передатчика:
— Дым, давай дым!
Всё, что для этого требуется — это наша воля, наше желание. Копии МиГов, несколько древних Фантомов, бутафорские пушки, картонные ракеты… И тогда, через тысячу лет, мы сможем, если очень захотим, снять несколько поистине великолепных лент.
Молитвы
Кто-то когда-то сказал мне:
— Поосторожнее с молитвами — о чём попросишь, то и получишь.
Я подумал об этом, сообразно своей маленькой роли ввинчивая Фоккер-Д7 в кутерьму масштабной массовой сцены воздушного боя в фильме «Фон Рихтгофен и Браун». Когда мы разрабатывали схему мелом на доске в комнате для совещаний, всё выглядело прилично и вполне безопасно.
Но теперь — в воздухе — стало страшно: четырнадцать истребителей-копий, сбившихся в кучу в крохотном кусочке неба, каждый за кем-то гонится, кто-то теряет ориентацию и слепо несётся сквозь эту свистопляску, цветные блики солнца на раскрашенных во все цвета радуги поверхностях крыльев и фюзеляжей, частые хлопки двигателя Пфальца, невидимо проносящегося где-то под тобой, исчертившие небо дымные трассы и плотный ветер, густо напитанный запахом пороховой гари фейерверков.
В то утро в живых остались все, но я по-прежнему содрогаюсь от одной только мысли о молитвах.
Потому что самой первой моей журнальной статьей, написанной двенадцать лет назад, была статья, в которой я молился, прося для тех из нас, кто учился летать на самолётах с закрытыми кабинами, возможности взять напрокат машину с открытым кокпитом — просто так, развлечения ради — «… и полетать на Фоккере-Д7 с полутора сотнями вполне современных лошадок на носу».
Так там было написано. И теперь — вот он я — лётный шлем, очки и шарф — пилот желто-сине-бело-зеленого аэроплана, на фюзеляже которого красуется надпись «Fok. D7», выполненная самым настоящим оригинальным шрифтом — в точности, как писали тогда, во времена первой мировой.
Я возвратился со съёмок домой, имея за плечами сорок часов на Фоккерах, Пфальцах и СЕ-5. Всё, чего я просил в своих молитвах, исполнилось, причём настолько полно, что впечатлений от подобного рода полётов мне теперь хватит надолго.
Спустя несколько лет после того, как я помолился о Фоккере, мне как-то довелось полетать на Малютке Джей-3 Криса Кэгла, в Мерседском аэроклубе.
Крис только на своей Малютке налетал часов, я полагаю, не меньше тысячи. Он показал мне, как летают со скоростью меньше мили в час, и много других фокусов — как эту штуковину крутить вокруг оси, как на ней делать петли…
Я смотрел через открытую дверцу прямо вниз — похожие на пышненькие пончики шины, земля под ними — и думал о том, какой это замечательный аэроплан, и о том, что когда-нибудь, ей-Богу, я тоже заведу себе Малютку!
Сегодня у меня есть такой самолёт — всё, как положено — похожие на пышненькие пончики шины, и дверцу в полёте можно открыть. Я