во время последовавшего периода религиозной либерализации, и когда в 1983 году он умер, он также почти полностью исчез. Двое монахов, проживающих в Катманду, присутствовали тогда при этом событии (описание дается в Приложении 1 данной книги).
Частичная реабсорбция тела является просто результатом достижения определенной стадии практики в конце жизни. текст
36. Комментарий Лопона: начало этого процесса можно сравнить с путешествием по Ла-Маншу, на этой же стадии путешественник достигает открытого океана, и берег больше не виден ему. текст
37. Комментарий Лопона: не надо думать, что все внешние видения исчезли и практикующий не может видеть никого или ничего. То видение, которое растворяется, связано с личными кармическими следами человека, т.е. практикующий может видеть другие существа и вещи, являющиеся частью общих кармических следов, а не его собственных. Никакие мысли не могут ввести в заблуждение; если бы человек посмотрел в зеркало, он был бы невидим. И на самом деле, другие люди иногда могут видеть практикующего, иногда — нет. Это зависит от степени погружения в естественное состояние. текст
38. Имеется в виду преемственная цепь Жанг Жунг Ньенгью, учение которой передавалось изустно от мастера ученику в течение двадцати четырех поколений. При этом все держатели цепи преемственности получали Великий Перенос. Двадцать пятый мастер, Тапихритса (та пи хри тса), в восьмом веке попросил своего ученика Нангджера Лопо (снанг жер лод по) сделать запись об этом. И в последующей цепи преемственности было сделано много записей о других радужных телах. Цепь эта остается неразрывной и по сей день. текст
39. Комментарий Лопона: в наши дни такие случаи стали более редкими. Сейчас между людьми нет таких связей, то есть для того, чтобы это произошло, со стороны практикующего должна быть кармическая причина, а со стороны мастера — обязанность. текст
40. Комментарий Лопона: объяснение иногда дается в виде аналогии с изображением, помещенным в сосуд для подношений. Вы не можете видеть изображение снаружи сосуда, несмотря на то что оно находится внутри него. Подобным образом, хотя видения растворяются, нечто все же присутствует; практикующий существует спонтанно в единстве. Хотя эта аналогия часто используется, она может ввести в заблуждение — следует помнить, что для единства нет понятий ни “внутри”, ни “снаружи”. текст
41. Шардза был очень плодотворным автором. Ему принадлежат четырнадцать книг, каждая из которых содержит свыше трехсот страниц. текст
42. То есть, если тело устойчиво и не двигается, естественно, что и лампы не будут двигаться. текст
43. Комментарий Лопона: это значит, что все мысли исчезают. текст
44. Они создаются им самим в промежуточном состоянии. текст
----
1. Комментарий Лопона: этот раздел предназначен для тех, кто не выполнял никакой практики в течение жизни и потому должен полагаться на учения бардо. текст
2. Комментарий Лопона: речь идет об основной алайе, являющей собой сознание и те кармические следы, которые обусловлены сознанием. текст
3. Это — тело, ум, восприятия, эмоции и органы чувств; другие сферы содержат меньше скандх. Например, полубоги и боги не связаны телом. текст
4. Дхармакайя, Самбхогакайя, Нирманакайя, Тело Природы и Тело Совершенства. текст
5. Комментарий Лопона: здесь не говорится, что вам сразу же следует заняться медитацией после того, как вы услышали несколько учений, — вначале вы должны изучить это все и понять. Так, Пятый Далай-Лама критиковал школу Кагью тибетского буддизма на основании того, что в ней не было никакого обучения, в монастырской программе была только практика для Сиддхов. Говорят, в те времена половина населения Тибета были нищие, и большинство из них были Сиддхами! текст
6. Комментарий Лопона: эта поза схожа с положением тела Будды Шакьямуни в состоянии паринирваны, как на его скульптурных изображениях. текст
7. Комментарий Лопона: имеется в виду тот факт, что наше тело связано с пятью элементами, каждый из которых поддерживает ум. Когда элементы разъединяются, ум начинает терять свою опору, и тогда тело, не имея связи с умом, прекращает свою деятельность. Оно становится подобным трупу или камню. текст
8. Это практика переноса сознания, которая описывается в следующем тексте. текст
9. Магью — это учения высшей тантры в традиции Бон, и таким образом это очень важный текст. текст
10. Комментарий Лопона: это именуется Дзогчен Шитро, но это не визуализация, а естественно возникающее видение. В практике Шитро (ши кхро) видятся восемьдесят шесть гневных и сорок пять миролюбивых