какие-то видения, но они еще не свободны. Если же видения отвлекают вас от пребывания в естественном состоянии, это опять же неверно.
Если вы постоянно пребываете в естественном состоянии, не имея видений, тогда у вас нет понимания иллюзорного видения, поэтому вам необходимы обе техники. Это не игра, в которую вы играете просто ради интереса; не следует, однако, и привязываться к этим видениям и цепляться за них. Они необходимы для практики. То же относится и к темному ритриту: у вас могут быть интересные переживания, но сами по себе они смысла не имеют. текст
30. Комментарий Лопона: вы должны на практике определить, что работает именно для вас — в конце концов именно вы должны войти в естественное состояние. текст
31. Комментарий Лопона: это основное общее указание. Если вы пребываете в естественном состоянии, то видения начинают являться вам. Не следуйте за видениями. Они не должны отвлекать вас. текст
32. Комментарий Лопона: если вы попытаетесь увидеть другую половину — все исчезнет, ничего не останется. Лучше не делать попыток увидеть что-либо. Если вы будете пребывать в естественном состоянии, они придут естественным путем, ибо это их источник. Если же вы захотите увидеть больше и попытаетесь сконцентрироваться на них — они исчезнут. Они не являются объектами наблюдения. текст
33. Комментарий Лопона: это комментарий к тексту “Жанг Жунг Ньенгью”, озаглавленному “Шесть ламп”. Если вы умрете в это время, вы будете освобождены в промежуточном состоянии, поскольку в начале бардо видения начинаются так же, как в этой практике. Если вы достигнете осознавания того, что эти видения возникают спонтанно из естественного состояния, тогда вы будете освобождены, поскольку вы не будете цепляться за них как за реальные. Объяснение этому дается в книге 4 данного текста. текст
34. Комментарий Лопона: они исходят из естественного состояния и возвращаются обратно к тому же источнику. текст
35. Комментарий Лопона: поэтому после обретения тела света ('джа' лус) остаются ногти и волосы — вы обрезаете их и вам не больно, что указывает на то, что они находятся вне связи с природой. Остаются двадцать ногтей и пряди волос.
Один из мастеров Шардзы, Дава Драгпа (зла ба грагс па) достиг полной реабсорбции (поглощения) своего тела в 1932 году. Он попросил своих учеников соорудить хижину, чтобы он мог обрести радужное тело, а также держать в секрете место своего пребывания, особенно от своего влиятельного брата, который жил на расстоянии одного дня ходьбы, чтобы никто не мог помешать ему. Ученики соорудили хижину, оставив небольшое отверстие, но через несколько дней и оно было полностью закрыто. Перед тем как войти в хижину, Дава лишь выпил немного молока, после этого он не принимал совсем никакой пищи. Говорят, что еще до того, как он вошел в эту хижину, он иногда делался полностью невидимым для глаз своих учеников. После того как он вошел в хижину, ученики слышали вокруг нее песнопения, мантры и видели радуги необычайной формы, включая квадратные и очень маленькие. Через неделю они рассказали обо всем брату, который очень расстроился, что ему ничего не сообщили раньше. Он быстро направился к месту, где находилась хижина, и, поколотив учеников, стал разрушать ее. Это случилось через девять дней после того, как Дава Драгпа вошел в нее. Когда его брат заглянул внутрь, ему показалось, что там сидит Дава, и он воскликнул: “Все говорят, что ты мертв, и ты не мертв!” И он стол трясти облачение, но в нем никого не было, была лишь пустая одежда, которую когда-то носил Дава, и которая упвла на землю.
Пытаясь найти что-либо в качестве реликвий, он обнаружил несколько прядей волос и девятнадцать ногтей, но двадцатый ему не удалось найти. В это время ближайший ученик Давы отсутствовал, и когда он услышал о случившемся, он сразу же отправился на место, где исчез Дава, и, обыскав его, нашел недостающий ноготь. И по сей день его можно увидеть в Деге.
Когда Шардза умер в 1935 году, он оставил после себя тело размером не более чем блюдо. Частичной реабсорбции (поглощения) тела достигли также его племянник и его преемник.
Самый последний подобный случай связан с четырьмя учениками, один из которых был личным другом Лопона, который в 1950-х годах выполнял практику с одним из ближайших учеников Щардзы. С приходом культурной революции Они подверглись преследованиям вместе со всеми монахами; один из них умер в тот период и достиг частичной абсорбции (поглощения) элементов своего тела. Двое других продолжали жить и после смерти Мао. Один из них передавал учения многим людям