есть для этого кармические предпосылки. Все проявленные тела непостоянны; даже Дхармакайя имеет две формы — Дхармакайю мудрости (аспект осознавания), которая непостоянна, и Дхармакайю природы (аспект пустоты), которая постоянна. текст
4. Непроявленная Дхармакайя не может оказывать помощь живым существам, но ее проявленный аспект — Самбхогакайя — оказывает эту помощь посредством вечной бодхичитты. Таково единство ясности и пустоты.
Когда вы достигли очищения всего нечистого, ваш ум именуется Дхармакайей, а ваше тело — Самбхогакайей. Одновременно вы даете учения всем существам — это именуется Нирманакайей. Обычно мы говорим, что Дхармакайя постоянна, кайи — непостоянны, но здесь Дхармакайя имеет две разновидности. Мы говорим, что знание Будды чисто, но что оно непостоянно; то, что постоянно, является природой пустоты. Ум Будды не постоянен. текст
5. Комментарий Лопона: в Трекчо нелегко добиться чистых видений, но в Тогел человек на опыте постигает источник видений и их природу, поэтому легче достичь очищения всех объектов и субъектов. Трекчо подобно чтению описания вместо постижения самого видения. текст
6. Иногда говорится, что ты воспринимаешь лишь собственную карму. Комментарий Лопона: если ты прекращаешь помогать существам, это означает, что другие существа имеют неотъемлемое существование. Но если вы верите в это, вы не можете в действительности помогать другим. Помощь другим существам является частью вашего собственного видения в пределах Естественного Состояния Спонтанного Самовозникновения. текст
7. Комментарий Лопона: в Трекчо видения все еще предстают как имеющие неотъемлемое существование, хотя вы и полностью понимаете, что все они являются отражениями, исходящими из Естественного Состояния. Так что в Трекчо видения не изменяются — они являют собой обычные видения, которые мы все переживаем. Вы понимаете, что они не имеют неотъемлемого существования, но сами видения не изменяются. текст
8. Комментарий Лопона: хотя в Трекчо вы понимаете, что видение является самосотворенным, ваши видения все еще смешаны с вводящими в заблуждение видениями, поэтому вам следует практиковать Тогел и соединять видения Тогел с обычными. Видения в Трекчо еще должны быть подвержены процессу очищения, поэтому для достижения Состояния Будды с помощью этого метода вам потребуется очень длительное время. Тогел дает намного более быстрый результат; Трекчо же отличается постепенностью. текст
9. Комментарий Лопона: это представление основано на видении и объединении. Нельзя отделить чистое видение от объединения — они развиваются одновременно. Цитата из “Йетри”: “Смысл в том, чтобы понять средства своего собственного видения, что нет ничего обособленного, и что все возникает вместе”. текст
10. Комментарий Лопона: слово “бхуми” буквально означает “земля”, но здесь имеются в виду уровни ума. Десять бхуми представляют возрастающий уровень развития знания. текст
11. Свастика является древним символом Юнгдрунг (Вечного) Бонпо. Лопон говорит, что бхуми, о которых идет здесь речь, являют собой определенные уровни Праджняпарамиты Бонпо. Если вы посмотрите на них целостным взглядом, может показаться, что они отражают друг друга. Каждый имеет свое собственное начало, объект, нуждающийся в очищении, и знание, которого требуется достичь. На каждой стадии существует различное видение, и каждый бхуми имеет собственных божеств. Когда вы достигнете определенного бхуми, вы увидите божество, которое научит вас тому, как развиваться дальше. Когда вы достигаете первого бхуми, вы видите излучающую любовь Богиню Дану (дающую), Самбхогакайю богини великодушия, щедрости. Она обучит вас противоядию и тому, как устранить затуманенность. Второй бхуми связан с нравственностью (шила); следующие уровни образуются подобным образом. Философия Бон абсолютно независима от индийской, поскольку она является намного более ранней. Позже она проникла в Индию, и индусы позаимствовали некоторые из бонских концепций. Интересным примером этого факта служит космологическая система Васубандху, которая не имеет ничего общего с другими буддийскими космологическими системами. Буддисты отмечали, что эта система была его собственной особой системой. В действительности она почти идентична системе Бон. Корневой текст Бонпо называется “Дзопу (мдзод пхуг)” и написан на языке Жанг Жунг с тибетским переводом под ним. Он используется и по сей день. текст
12. Лопон переводит это название как “Осознавание кукушки”, но нужно отличать этот текст от рукописи Тун Хуана под тем же названием. текст
13. Комментарий