царской династией, прекратившей свое существование в восьмом веке, когда последний царь, Лигмирья (лиг мьи рхья или лиг ми ргья) был убит царем Сонгстеном Гампо, и Жанг Жунг стал составной частью Тибета. Со времени присоединения Жанг Жунг постепенно тибетизировался, и его язык, культура и многие верования были интегрированы в общие рамки тибетской культуры. Через Жанг Жунг, который географически располагался близ великих культурных центров Центральной Азии, таких как Гилгит и Хотан, в Тибет проникли многие религиозные и философские концепции.
С ростом интереса к буддийской религии, основанием монастыря Самье (бсам яс) в 779 году и укоренением Буддизма как главной религии, делались серьезные попытки искоренить религию Бон и снизить к ней интерес. Однако приверженцы Бон среди знати и особенно среди простого народа, которые на протяжении многих поколений придерживались этой традиции, сохранили свои религиозные убеждения, и Бон выжил. В седьмом и восьмом веках, которые были особенно трудным временем, многие бонские священники покинули Центральный Тибет, предварительно тщательно спрятав священные писания во избежание их уничтожения и с целью сохранения их для будущих поколений. Дренпа Намкха (дран па нам мкха'), один из величайших представителей Бон тех времен, принял буддийскую религию, чтобы не быть убитым и ради сохранения учений Бон в тайне.
Что касается периода между восьмым и одиннадцатым веками, мы не знаем практически ничего о развитии Бон в это время. Возрождение этой религии началось с обнаружения ряда важных текстов, составленных Шенченом Луга (гшен чен клу дга’, 969-1035) в 1017 году. Благодаря ему Бон стал полностью систематизированной религиозной традицией. Шенчен Луга родился в семье Шен, берущей свое начало от Конгтши Вангдена (конг тша дбанг лдан), одного из сыновей Тонпы Шенраба. Потомки этого выдающегося рода, принадлежащего традиции Бон, и по сей день проживают в Тибете.
Шенчен Луга имеет большое количество последователей. Трем из своих учеников он поручил продолжение трех различных традиций. Первому, Дручену Намкха Юнгдрунгу (бру чен нам мкха' гьюнг друнг), принадлежавшему династии Дру, мигрировавшей в Тибет из Друша (“бру ша” — тибетское наименование Гилгита), он поручил учение космологии (Дзопу; мдзод пхуг) и метафизики (Гапа; габ па). Ученик Намкха Юнгдрунга в 1072 году основал монастырь Йеру Венсака (гьяс ру дбен са кха). Этот монастырь продолжал оставаться великим просветительским центром до 1386 года, когда он был сильно поврежден наводнениями и позже закрыт. С закатом Йеру Венсака династия Дру продолжала всячески поддерживать традицию Бон, но в девятнадцатом веке произошло вымирание этого рода, когда во второй раз в этой семье было обнаружено воплощение Панчен Ламы. (Первым воплощением был Второй Панчен Лама, родившийся в 1663 году, и вторым воплощением — Пятый Панчен Лама, родившийся в 1854 году).
Второму ученику, Жуйе Легпо (жу йас легс по), было поручено хранить учения и практики Дзогчен. Он был основателем монастыря Кйикхар Рижинг (скйид мкхар ри жинг). Потомки рода Жу сейчас живут в Индии.
Третий ученик, Патон Палчог (спа стон дпал мсход), взял на себя обязанность по сохранению тантрических учений. Члены династии Па переселились из Цанга в Кхам, где они живут и по сей день.
Меукхепа Палчен (рме'у мкхас па дпал чен, род. в 1052 г.), выходец из рода Меу, основал монастырь Жангри (жанг ри), который стал также центром изучения философии. Таким образом, в период с одиннадцатого по четырнадцатый века приверженцы Бон располагали четырьмя крупными центрами, все они находились в провинции Цанг.
В начале пятнадцатого века изучение религиозных идей получило серьезную поддержку благодаря открытию в 1405 году монастыря Менри великим бонским учителем Ньяме Шерабом Гьялценом (мньям мед шес раб ргьял мтшан, 1356 — 1415). Монастырь Менри, а также два упомянутых ниже монастыря оставались крупными учебными центрами до захвата Тибета Китаем в 1959 году. Монастырь Юнгдрунг Линг был основан в 1834 году, и чуть позже — монастырь Кхарна (мкхар сна), оба недалеко от Менри. Под влиянием этих монастырей как центров обучения и религиозного вдохновения, много других монастырей было открыто по всему Тибету (кроме центральной провинции У), особенно в Кхьюнгпо, Кхаме, Амдо, Гьяронге и Хоре. К началу двадцатого века в Тибете насчитывалось уже триста тридцать бонских монастырей.
^ ^ ^
Приложение 3. Биография Лопона Тензин Намдака
Лопон Тензин Намдак (слоб дпон бстан 'дзин рнам даг) родился в 1926 году в Кхьюнгпо Кару (кхьюнг по дкар