Шардза Таши Гьялцен

Капли сердца Дхармакайи

Олмо Лунгринг ('ол мо лунг ринг), являвшей собой часть страны, именовавшейся Тазиг (ртаггзигс). Слог “ол” символизирует нерожденное; “мо” означает то, что не уменьшается; “лунг” относится к пророческим словам Тонпы Шенраба (стон па гшен раб), основателя традиции Бон, и “ринг” символизирует его безграничное сострадание. Земля Олмо Лунгринг составляет третью часть существующего мира и расположена к западу от Тибета. Она описывается в форме восьми лепесткового лотоса под небом, имеющего вид колеса с восемью спицами. В центре возвышается гора Юнгдрунг Гутсег (гьюнг друнг дгу бртсегс), “Пирамида девяти свастик”. Свастика являет собой символ постоянства и нерушимости. Девять свастик, взятые вместе, символизируют собой девять путей Бон. У подножия горы Юнгдрунг берут начало четыре реки, текущие в направлении четырех сторон света. Гора окружена храмами, городами и парками. К югу расположен дворец Барпо Согье (бар по со бргьяд), где родился Тонпа Шенраб. К западу и северу расположены дворцы, в которых обитали жены и дети Тонпы Шенраба. Храм, носящий название Шампо Лхатсе (шам по лха ртсе), находится на востоке. Весь комплекс дворцов, рек и парков с горой Юнгдрунг в центре составляют внутреннюю область Олмо Лунгринга. Промежуточная область (Барлинг; бар глинг) состоит из двенадцати городов, четыре из которых расположены по направлению четырех сторон света. Третья область включает в себя внешнюю землю (Талинг; мтха' глинг). Эти три области окружены океаном и цепью снежных гор. Доступ в Олмо Лунгринг обретается посредством так называемого пути стрелы (Делом; мда' лам). Перед тем как отправиться в Тибет, Тонпа Шенраб запустил из лука стрелу, образовав таким образом проход через горную гряду.

Это очень софистическое описание земли Олмо Лунгринг различные ученые соотносят с различными географическими местами. Некоторые рассматривают его как описание горы Кайлаш (Ти се), а четыре великие реки, берущие начало у подножтя, это страны: Китай но востоке, Индия на юге, Оргиан на западе и Хотан на севере. Другим ученым это описание напоминает географию Ближнего Востока и Персии.

Тонпа Шенраб

Для приверженца традиции Бон вопрос о точной географической идентификации Олмо Лунгринга не так важен, как используемый в описании символизм, который ясно указывает на внеземное происхождение данной религии. Символические описания, сочетающие в себе историю, географию и мифологию, являют собой известную черту древних писаний. Другим подобным примером может служить описание вселенной с горой Меру, поддерживающей небо, и четырьмя основными континентами по четырем сторонам света, где наша земля является южным континентом (Джамбудвипа).

ОСНОВАТЕЛЬ БОН И ЕГО УЧЕНИЕ

Основателем религии Бон является Господь Шенраб Миво (гшен раб ми бо). В древности жили три брата — Дагпа (дат па), Селва (гсал ба) и Шепа (шес па), изучавшие бонские доктрины в небесном царстве Сипа Йесанг (срид па йе сангс) под руководством бонского мудреца Бумтри Логи Чечена ('бум кхри глог ги лее чан). Завершив свое обучение, они посетили Бога Сострадания, ШенлхаОкара(гшен лха' од дкар), и спросили у него, как они могут помочь живым существам, увязшим в несчастье и страдании. Он посоветовал им действовать в качестве учителей человечества и направлять их в течение трех земных веков. Следуя этому совету, старший брат, Дагпа, завершил свою миссию в прошлом земном веке. Второй брат, Селва, взял себе имя Шенраб и стал учителем настоящего века. Младший брат, Шепа, придет обучать человечество в следующем веке.

Господь Шенраб родился во дворце Барпо Согье, расположенном к югуотгорыЮнгдрунг. Он был рожден принцем, рано женился и имел детей. В возрасте тридцати одного года он отрекся от мира и стал вести аскетический образ жизни, обучая людей учению. Всю его жизнь его усилиям по распространению религии Бон препятствовал демон Кхьябпа Лагринг (кхьяб па лаг ринг). И этот демон делал все, чтобы помешать работе Тонпы Шенраба, до тех пор пока не был в конце концов обращен на путь истины. Однажды, преследуя демона, чтобы вернуть своих похищенных коней, Тонпа Шенраб оказался в Тибете; это было его единственное посещение этой страны. Здесь он оставил некоторые указания относительно проведения ритуалов, но в целом посчитал, что страна еще не готова к получению более полных учений. Прежде чем отправиться обратно, он пророчески заявил, что придет время, и все его учения достигнут расцвета в Тибете. Тонпа Шенраб ушел из этой жизни в возрасте восьмидесяти двух лет.

Существует три письменные биографии Тонпы Шенраба. Самая ранняя