позволяет понять их мистическую ценность и то, каким образом можно было достичь экстаза через хореографическую имитацию животного и через танец, изображающий вознесение; как в одном, так и в другом случае душа 'выходила из себя' и улетала122. Назвать этот мистический взлет 'сошествием' бога или духа? Иногда это только вопрос терминологии.
Монголия, Корея, Япония
Для религии монголов Сининга, на северо-западе Китая, которых китайцы называют Т'у-чжен, то есть 'люди края', характерен шаманизм, сильно гибридизированный ламаизмом123. У монголов с XVII века ламаизм старался уничтожить шаманство124. Но старая монгольская религия в итоге ассимилировала ламаистский вклад, при этом не утратив полностью свою самобытность125. Вплоть до последнего времени шаманы и шаманки еще играли существенную роль в религиозной жизни племен126.
В Корее, где шаманизм засвидетельствован уже в эпоху Хан127, шаманы одевают женский наряд, и их меньше, чем шаманок128. Трудно определить 'происхождение' корейского шаманизма; возможно, что он включает элементы, пришедшие с юга, но присутствие оленьих рогов на шапке эпохи Хан указывает на существование связей с культом оленя, свойственного древним тюркам129. Более того, культ оленя характерен для культур охотников и кочевников, у которых шаманка, кажется, не играет никакой роли. Доминирование в Корее шаманок может быть следствием упадка традиционного шаманизма или влиянием Юга.
История шаманизма в Японии нам известна не намного лучше, хотя мы и располагаем обширной информацией о современных практиках благодаря, прежде всего, работам Nakayama Taro и Hori Ichiro. Изучение различных аспектов и фаз японского шаманизма должно еще подождать публикации большой работы Масао Оки об истории культуры древней Японии130. Японский шаманизм, каким мы его знаем на сегодняшний день, довольно далек от шаманизма в строгом смысле — североазиатского или сибирского типа. Это прежде всего техника одержимости духами умерших, практикуемая почти исключительно женщинами. Согласно Маттиасу Эдеру131, к главным действиям шаманок относятся следующие: '1) Они делают так, что душа умершего приходит с того света. В простонародье тогда говорится о шиникучи, что можно перевести как 'уста умершего'. Когда они делают так, что издали приходит дух человека живого, тогда говорят о икикучи, то есть 'уста живого'. 2) Они информируют спрашивающего о будущем счастье и несчастье; народное название этого действия — камикучи, 'уста бога'. 3) Они изгоняют болезни и другие несчастья, а также занимаются религиозным очищением. 4) Они спрашивают у своего бога название лекарства, которое следует употребить против определенной болезни. 5) Они находят пропавшие предметы. Чаще всего у шаманок просят вызвать дух умершего и души лиц, живущих далеко, а также предсказать хорошую или плохую судьбу. Души, вызванные с того света, — это чаще всего души родственников, любимых и друзей'.
Многие японские шаманки слепы от рождения. Сегодня их экстаз искусственно и неуклюже симулируется132. Когда душа умершего, согласно верованиям, говорит голосом шаманки, последняя играется бусами из жемчужин или луком133. Обучение будущей шаманки происходит под руководством инструкторши и длится от трех до семи лет134. Заканчивается оно бракосочетением девушки с ее богом-покровителем135. В некоторых районах посвящение включает также изнурительное физическое испытание, после которого неофитка падает на землю, теряя сознание. Ее реанимация отождествляется с 'рождением' (танндзё), и девушка надевает свадебное платье. Мистическое бракосочетание шаманки с духом-покровителем является, очевидно, весьма древним обычаем. 'Боги женщины-духи' (микогами) засвидетельствованы уже в Кодзики, Нихонги и других древних источниках; это боги, 'в которых саму женщину-духа (то есть шаманку) чтят как богиню, а позже так же чтят и богов, рожденных от брака женщины-духа с богом. Этих женщин-духов называют также 'Божьей Матерью' или 'Святой Матерью'. В Энгишики список богов, чтимых в святых местах, включает длинный перечень 'богов женщин-духов', микогами. Кроме этих богов-духов, официально служащих своим богам в святых местах, существовали и частные 'супруги на одну ночь' (ичиятсума), партнером которых был 'блуждающий бог' (маребито), наносящий им визиты. Последние, как характерный признак своего особенного положения, прикрепляли на крышах своих домов стрелу, украшенную белыми перьями. Когда бог вызывал женщину, чтобы она служила ему на его алтаре, она приносила сосуд с рисом (мешибитсу — чтобы сохранить тепло вареного риса;