также E.Stiglmayr, Schamanismus bei den Negritos Sudostasiens, часть вторая.
24. George Whitehead, In the Nicobar Islands, London, 1924, p. 128 sq., p. 147 sq.
25. T. J. Newbold, Political and Statistical Account of the British Settlement in the Straits of Malacca, 2 vol., London, 1839, II, p. 387-389; R. O. Winstedt, Shaman, Saiva and Sufi. A Study of the Evolution of Malay Magic, p. 44-45; id., Kingship and Enthronement in Malaya ('Journal of Royal Asiatic Society', 1945, p. 134-145), p. 135 sq. ('The Malay King as Shaman').
26. Winstedt, Shaman, Saiva and Sufi, p. 96-101.
27. W. W. Skeat, Malay Magic, p. 436 sq.; Winstedt, Shaman, p. 97 sq.
28. Jeanne Cuisinier, p. 38 sq., 74 sq. etc.
29. Cuisinier, p. 34 sq., 80 sq., 102 sq.
30. Ibid., p. 69.
31. W. W. Skeat and C. O. Blagden, Pagan Races of Malay Peninsula, II, p. 307.
32. 'Одержимость', непроизвольная или вызванная искусственно, весьма распространена у батаков. Каждый может стать обиталищем бегу, то есть духа умершего, который разговаривает устами медиума и открывает тайны. Одержимость часто приобретает шаманские формы: медиум вкладывает себе в рот раскаленные угли, прыгает и т.п. См. J. Warneck, Die Religion der Batak, p. 68 sq.; T. K. Oesterreich, Les possedes, p. 330 sq. Но, в отличие от шамана, батакский медиум не может контролировать своего бегу и зависит от него или любого другого умершего, стремящегося его попутать, 'одержать'. Этот спонтанный медиумизм, характеризующий религиозную чувствительность батаков, может считаться наследованием некоторых шаманских техник. Об индонезийском шаманизме вообще см. также G. A. Wilken, Het Shamanisme bij de Volken van den Indischen Archipel; A. C. Kruyt, Het Animisme in den Indischen Archipel, Den Haag, 1906, p. 443 sq.
33. Loeb, Sumatra, p. 80-81.
34. Loeb, Sumatra, p. 80-88.
35. Loeb, Sumatra, p. 125-126.
36. Ibid., p. 155 sq.
37. Loeb, Sumatra, p. 198 sq.; id., Shaman and Seer, p. 66 sq.
38. Loeb, Sumatra, p. 286.
39. Evans, Studies, p. 4 sq., 21 sq., 26 sq.
40. H. Ling Roth, Natives of Sarawak and British North Borneo, I, p. 259-263.
41. См. Ling Roth, op. cit., I, p. 265 sq.; Arch. J. Perham, Manangism in Borneo, 'Journal of the Straits Branch of the Royal Asiatic Society', 19, Singapur, 1887, p. 87-103, цитировано в Ling Roth, I, p. 271 sq. См. также W. Stohr, Das Totenritual der Dajak, 'Ethnologica', n. s., I, Koln, 1959, p. 152 sq.; см. также ibid., p. 48 sq. (шаман провожает душу умершего в потусторонний мир), p. 125 sq. (погребальный ритуал).
42. Ling Roth, I, p. 282; cм. упадок трансвеститов и гомосексуалистов у арауканских шаманов (A.Метraux, Le Shamanisme araucan, p. 315 sq.).
43. H. L. Roth, I, p. 270 sq. Юноши редко становятся манангами бали. Обычно ими становятся старики или бездетные мужчины, иногда вынужденные к этому тяжелым материальным положением. О трансвестизме и изменении пола у чукчей см. Bogoraz, The Chukchee, p. 448 sq. На острове Рамбри, возле побережья Бирмы, некоторые маги одеваются в женский наряд, становятся 'супругой' коллеги, а затем приводят ему какую-либо женщину как другую жену, и с ней живут обое мужчин (см. H. Webster, Magic, p. 192). Здесь ясно видно, что речь идет о ритуальной трансвестии, исполняемой вследствие божественного приказа или в связи с магическим престижем Женщины.
44. Ling Roth, I, p. 282.
45. Об этой проблеме см. J. M. van der Kroef, Transvertitism and the Religious Hermaphrodite in Indonesia, 'Journal of East Asiatic Studies', III, Manila, 1959, p. 257-265.
46. H. Scharer, Die Vorstellungen der Ober- und Unterwelt bei den Ngadju-Dajak von Sud-Borneo, p. 78 sq.; id., Die Gottesidee der Ngadju Dajak, p. 59 sq.
47. Eliade, Traite de l'Historie des Religions, p. 359 sq.
48. N. Adriani и A. C. Cruyt, De Bare'e-sprekende Toradja's van Midden-Celebes, 4 vol., Batavia, 1912-1914, I-II, особенно I, p. 361 sq.; II, p. 85-106, 109-146; подробное резюме в H. H. Juynboll, Religionen der Naturvolker Indonesiens ('Archiv fur Religionswissenschaft', XVII, Leipzig, 1914, p. 582-606), p. 583-588. См. также R. E. Downs, The Religion of the Bare'e-speaking Toradia of Central Celebes, Diss., Leyde, 1956, p. 47 sq., 87 sq. См. J. Frazer, Aftermath: a Supplement to The Golden Bough, London, 1936, p. 209-212 (рецензирующий Adriani и Kruyt, I, p. 376-393); H. G. Quaritch Wales, Prehistory and Religion in South-East Asia, p. 81 sq. Другие описания шаманских сеансов, цель которых — проводы души умершего, см. в Frazer, Aftermath, p. 212-213 (даяки Южного Борнео),